Против коррупции, против оппозиции

@ личный архив

10 декабря 2015, 20:11 Мнение

Против коррупции, против оппозиции

Борьба с коррупцией является важнейшей политической задачей в канун предстоящих в 2016 г. думских выборов. Сокращение доходов бюджета влечет за собой падение жизненного уровня и может спровоцировать вспышки недовольства.

9 декабря весь цивилизованный мир отмечал Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption). В этот день двенадцать лет назад в мексиканском городе Мерида Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции, принятую Генассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

Несистемная оппозиция уже сейчас активно использует антикоррупционную риторику в качестве своего основного политического инструмента

Этот уникальный в мировой практике международно-правовой документ обязывает все ратифицировавшие его государства преследовать в уголовном порядке взятки, хищения бюджетных средств и легализацию коррупционных доходов.

Правда, наша страна ратифицировала конвенцию далеко не сразу – лишь 8 марта 2006 года – и не полностью. В текст Федерального закона Российской Федерации от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» не вошли статьи № 20 «Незаконное обогащение», № 26 «Ответственность юридических лиц», № 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации» и № 57 «Возвращение активов и распоряжение ими».

Это было сделано специально, чтобы сохранить юрисдикцию и суверенитет России в борьбе с коррупцией на ее территории и не допустить вмешательства иностранных государств в ее внутреннюю политику за счет манипуляций нормами международного права.

Хотя конвенция является первым такого рода международно-правовым документом в мировой истории и имеет колоссальное значение для стран, где коррупция наносит огромный ущерб благосостоянию граждан и даже угрожает национальной безопасности, в России 9 декабря на государственном уровне обычно почему-то широко не отмечается и слабо освещается в СМИ.

Это очень странно, учитывая, что в индексе восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) международной правозащитной организации Transparency International России по итогам 2014 года было отведено 136-е место из 174, в одной группе с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном.

Составители рейтинга полагают, что российские власти недостаточно системно и решительно борются с коррупцией. Можно было бы, конечно, отмахнуться от этих обвинений и списать все на политическую ангажированность представителей Transparency International, их русофобию и предубежденность по отношению к России. Вполне вероятно, что это в самом деле так. Однако справедливости ради нужно признать, что ситуация с коррупцией в России сегодня действительно оставляет желать лучшего.

Недаром президент Владимир Путин так подробно высказался на эту тему 3 декабря этого года в послании Федеральному собранию. Дело в том, что из-за совпадения трех неблагоприятных факторов – неразвитости экономических институтов и слабой диверсификации российской экономики, падения мировых цен на энергоносители и западных экономических и политических санкций – экономика России переживает не лучшие времена.

#{smallinfographicright=755327}По прогнозам экономистов, бюджет России в новом году рискует столкнуться с дефицитом на уровне от 3–5% ВВП. Падение доходов бюджета ставит под угрозу исполнение государством социальных обязательств, в том числе так называемых майских указов президента. Это также может вынудить правительство начать активно «проедать» запасы Фонда национального благосостояния.

В таких условиях основным способом сохранения резервов становится консолидация бюджетных средств и оптимизация казенных расходов за счет усиления контроля за их расходованием. В частности, приобретением товаров и услуг для нужд чиновников, многие из которых привыкли в тучные годы жить на широкую ногу и даже путать порой казну с собственным карманом.

Кроме того, борьба с коррупцией является важнейшей политической задачей в канун предстоящих в 2016 году думских и в 2018 году президентских выборов. Сокращение доходов бюджета влечет за собой падение жизненного уровня широких слоев населения и может спровоцировать вспышки недовольства.

Несистемная оппозиция уже сейчас активно использует антикоррупционную риторику в качестве своего основного политического инструмента борьбы за так называемый нелояльный, или «протестный», электорат среди «сердитых горожан». Поэтому первостепенная задача патриотической общественности – не дать оппозиции узурпировать антикоррупционную повестку и паразитировать на ней. Потому что на опыте всех «цветных революций» видно, что оппозиционеров интересует не борьба с коррупцией, а борьба за власть.

В мае 2011 года по инициативе Владимира Путина был создан Общероссийский народный фронт. Борьбой с казнокрадством и нерациональным расходованием бюджетных денег в рамках ОНФ занимается команда проекта «За честные закупки».

Задача проекта – реально добиться прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, а не делать себе имя на скандальных разоблачениях.

27 ноября этого года в резиденции Ново-Огарево «фронтовики» отчитались президенту о том, что активисты «честных закупок» выявили и устранили нарушений при госзакупках на сумму около 160 миллиардов рублей. Президент, по свидетельству очевидцев, остался очень доволен работой ОНФ в этом направлении.

В послании Федеральному собранию Владимир Путин похвалил активистов фронта и призвал прокуратуру и Следственный комитет внимательно прислушиваться к их сигналам.

«Теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. И, конечно, гражданского общества», – пообещал президент.

По поручению Владимира Путина 8 декабря активисты «честных закупок» встретились также с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Во время встречи «фронтовики» попросили главу правительства законодательно утвердить перечень товаров и услуг, которые чиновники смогут приобретать через систему госзакупок, а также максимально быстро установить нормативы по аренде, лизингу и иным видам распоряжения казенным имуществом, прежде всего служебными машинами.

А также распространить системы нормирования не только на госучреждения, но и госкомпании, которые занимают сегодня верхние строчки индекса расточительности чиновников, составленного ОНФ.

«Начнем с машин, ручек, сувениров... это то, с чего на самом деле начинается коррупция. Сначала человек позволяет себе такие мелочи на миллионы рублей, а потом уже не стесняется тратить миллиарды. Это необходимо жестко нормировать, потому что культуры в этом пока нет», – предложил премьеру руководитель проекта Антон Гетта.

Дмитрий Медведев одобрил идею о нормировании аренды и закупок дорогой техники и мебели для служебного пользования.

«Тема, которую вы затронули, резонансная, потому что она видна. В отличие от многих других вещей, которые на поверхности не плавают и где коррупционный ресурс еще выше, там труднее определить нарушения. Закупка дорогостоящих видов техники или мебели это всегда видно, всегда легко выявить. И в этом смысле, наверное, сама по себе идея нормирования – она является абсолютно правильной», – подчеркнул глава правительства.

Кроме того, премьер предложил активистам перейти от фото- к видеосъемке примеров некачественного ремонта зданий и дорог, чтобы каждый россиянин мог видеть, кто и как «закатывает в асфальт казенные деньги».

Хотя формально «фронтовики» еще не приобрели статуса и авторитета «нового ОБХСС», поддержка и внимание со стороны федеральных СМИ и первых лиц государства позволяет предположить, что на них уже сделана очень серьезная ставка на высшем уровне, и ОНФ предстоит в ближайшее время сыграть исключительно важную роль в формировании российской внутренней политики.

..............