Порядок должен начинаться с головы, с четко расставленных приоритетов и понимания, к какой цели двигаться.
Все документы приняты, а толку нет
В решениях и действиях в отношении Арктики и Дальнего Востока, к примеру, никакого порядка нет.
Уже и приняты стратегические документы – это «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» и «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Есть еще «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Далее для перехода к практической деятельности в 2013 и 2014 годах были приняты соответствующие государственные программы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики.
#{smallinfographicright=762952}И что мы видим? Буквально сразу же после принятия этих программ стало понятно, что они… не работают. Сначала об этом говорили тихо, в кулуарах, но немного погодя о том, что программы не соответствуют заявленным в стратегических документах параметрам и не подкреплены финансово, начали заявлять вслух, не стесняясь.
На состоявшемся в Якутске в июне 2015 года выездном заседании Экспертного совета по Арктике и Антарктике председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: «Ключевой документ – «Государственная программа по социально-экономическому развитию Арктической зоны» – не содержит индикаторов, нет четких показателей, по которым можно судить об эффективности ее реализации, не предусмотрено финансирование программы из федерального бюджета. Формально документ есть, но в нынешнем виде не работает».
То же самое касается и госпрограммы по развитию Дальнего Востока. По мнению председателя Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслава Штырова, необходимо разработать реальную госпрограмму развития Дальнего Востока, с новыми подходами. Потому что сразу после принятия документа в 2013 году программу стали радикально перекраивать, обрезая и без того скудное финансирование.
То есть все документы приняты, а толку нет. Не работает ничего: денег не выделено, системность в документах отсутствует. Все это наводит на грустные мысли, что говорится одно, а на деле происходит другое. Заявляется о развитии двух огромных макрорегионов, и вроде бы даже предпринимаются конкретные шаги по изменению ситуации к лучшему, а в реальности мы застопорились.
Известный вопрос – кто виноват? – повисает в воздухе. Если особых претензий к стратегиям нет, то как получилось так, что разрабатываемые в течение длительного периода времени государственные программы на деле оказались нежизнеспособны? Их что, принимали с заранее утвержденным планом провалить?
Теперь, по утверждению экспертов, необходимо обе программы переделать, скоординировать их со стратегиями и наполнить финансами. По мнению сенатора Штырова, нужно еще и законодательно закрепить развитие обеих территорий, приняв по ним соответствующие федеральные законы.
В этом есть своя логика, потому что слишком много в нашей стране непредсказуемых факторов. Одна зависимость от мировой цены на нефть чего стоит. И если каждый раз оглядываться на «разные обстоятельства», денег на эти программы не будет вообще и никогда.
Закон же обязывает чиновников к исполнению, отменить его достаточно сложно, а значит, положенные для его реализации средства будут выделены, невзирая ни на что. Во всяком случае в теории.
Но по каким-то причинам подготовленный рабочей группой Совета Федерации проект закона об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона положили под сукно.
Наверное, основная мотивация позиции российского правительства состоит в том, что денег в бюджете нет. А этот закон о развитии Дальнего Востока (равно как и закон о развитии Арктики) потребует больших финансов.
Но, как было озвучено на деловом завтраке Сбербанка, прошедшем в рамках инвестфорума «Сочи-2015», деньги-то как раз у нас есть. И это признают те люди, которые ими ведают.Все отчетливее становится ясно, что чем больше будет упираться правительство, тем тяжелее потом будет поднимать Арктику и Дальний Восток. И что главная цель всех стратегий и программ – это не улучшение показателей и даже не количество выделенных денег, а реальное повышение качества жизни людей.
Пока не произойдет этот перелом в сознании большинства руководящих лиц – о том, что Арктика и Дальний Восток – это будущее России, ничего не изменится.