Члены правительства РФ наперебой заявляют о том, что Россию ждут трудные времена. Министр экономического развития Алексей Улюкаев умудрился даже сделать это в стихотворной форме как раз к визиту первого вице-премьера Игоря Шувалова в Государственную думу.
Вопросов много, и кабмин должен давать на них быстрые и понятные людям ответы
Реальность подтверждает опасения членов правительства: уж если в АвтоВАЗе, получившем за последние годы колоссальные государственные инвестиции, начались увольнения, что говорить про компании с мускулами послабее?
Прошлый финансовый кризис касался не только России, он был глобальным. Сейчас же мировая экономика растет, можно с уверенностью констатировать, что наши проблемы обусловлены прежде всего внешними санкциями и реакцией на них.
Недавнее обращение президента США Барака Обамы к Конгрессу содержало в себе всего лишь несколько строк о России. Но строки эти весьма показательны: фактически Обама, который пришел к власти как «кандидат мира», объявил миру об экономическом поражении России в войне санкций.
Предложенный сейчас антикризисный план мало чем отличается от того, который был выработан в 2008 году в другой обстановке (Фото: Дмитрий Астахов/РИА «Новости») |
«Независимое» рейтинговое агентство S&P сразу «взяло под козырек» и снизило суверенные рейтинги России до спекулятивного уровня, что нанесло очередной ощутимый удар по курсу рубля.
Наше правительство должно осознать: Россия столкнулась не просто с временным обострением двусторонних отношений с США и их европейскими союзниками, а с желанием в новой холодной войне взять нас, что называется, измором. Вот уже и отключением от системы SWIFT угрожают.
К этому факту необходимо отнестись со всей серьезностью. Пока адекватного понимания ситуации мы не видим: так, к кризису на рынке углеводородов и правительство, и «капитаны» нефтяной отрасли оказались совершенно не готовы.
Предложенный сейчас антикризисный план, похоже, мало чем отличается от того, который был выработан в 2008 году в другой обстановке. Учитывая низкое качество управления финансами, помноженное на высокий уровень коррупции, у нас есть серьезные основания полагать, что подход правительства сведется к поговорке «кому – вершки, кому – корешки».
Так, господдержку из почти триллиона рублей получат всего 27 банков, в то время как еще 200, по прогнозам экспертов, ждет в этом году неминуемое банкротство.
Очевидно, экономический блок должен разработать качественно новые подходы к решению стоящих проблем, ответив на несколько непростых вопросов. Как выжить бизнесу при неподъемных кредитных ставках? Уверено ли правительство, что выделенный банкам триллион рублей будет направлен на поддержку реального сектора экономики, а не станет рычагом для спекуляций на валютном рынке?
Почему ограничивать прибыль банков, по мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, «нерыночно», а ограничивать инвестиционные возможности бизнеса – рыночно? Как скоро после начала массовых увольнений нас ждет кризис неплатежей граждан по кредитам, в том числе ипотечным?
Таких вопросов много, и кабмин должен давать на них быстрые и понятные людям ответы. И если мы их в Государственной думе не услышим, то нынешний состав правительства может ждать печальная участь. Какая – спросите, например, у граждан, взявших валютную ипотеку.