Постоянные угрозы западных санкций должны стать еще одним стимулом к тому, чтобы оперативно решать проблемы импортозамещения лекарственных средств. Однако исполнение положения майского указа президента о насыщении к 2018 г. российского рынка медикаментов отечественными препаратами на 90% тормозится из-за бюрократии чиновников.
Чтобы указ президента был выполнен, Минздрав должен оказывать всестороннюю поддержку российским производителям, а не мешать им
По данным аналитиков DSM Group, доля лекарств российского производства на коммерческом рынке в стоимостном выражении составляет всего 23%, в натуральном (по числу проданных упаковок) – 56%.
Импорт занимает около 85% от общего объема лекарственных госзакупок, в госпитальном сегменте – 70% (годовой объем закупок – 115 млрд руб.), в программе дополнительного лекарственного обеспечения – 86% (годовой объем – 65,5 млрд руб.).
В начале сентября Минпромторг представил проект постановления об ограничении госзакупок импортных лекарственных препаратов, разработанный в целях выполнения задач импортозамещения в фармакологической сфере.
В частности, запрещается закупать для государственных нужд импортные препараты, если в тендерах фигурируют от двух и более лекарств от российских, белорусских и казахстанских производителей.
При этом запрещать зарубежным производителям лекарств участвовать в тендерах, особенно если такая компания – единственный поставщик лекарственного средства, не планируется.
Однако отечественные производители медпрепаратов из-за бюрократических препон просто не попадают на отечественный фармрынок. В настоящее время регистрация лекарственных препаратов в Министерстве здравоохранения официально ограничена 210 днями (7 месяцев). Однако, как сообщают производители медикаментов, это не предел – часто из-за бюрократических проволочек процедура длится гораздо дольше.
Например, один из петербургских производителей, инвестировавший в предприятие 65 млн евро, сообщил, что уже в течение года не может зарегистрировать офтальмологические препараты для выпуска на своем заводе полного производственного цикла. По его словам, причиной отказа в регистрации стали формальные неточности в документах.
При этом, например, даже в случае с предприятием из Санкт-Петербурга 90% препаратов, планируемых к выпуску, являются жизненно важными и позволят по некоторым направлениям, например по офтальмологии, заменить импорт на 70%.
Согласно указу президента РФ Владимира Путина «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», к 2018 г. рынок медикаментов должен быть обеспечен отечественными препаратами на 90%.
Чтобы указ президента был выполнен, Минздрав должен оказывать всестороннюю поддержку российским производителям, а не мешать им. До 2010 г., когда эти полномочия были переданы в Минздрав, регистрацией медикаментов занимался Росздравнадзор, и она могла длиться до 180 дней – на месяц меньше, чем сейчас. Получилось, что Минздрав не только растянул срок регистрации, но и часто его не соблюдает, о чем нам сообщают производители лекарств.
В результате отечественным производителям не дают даже толком начать производство. Наши эксперты считают, что для отечественных производителей необходимо создать особые условия, сократив процедуру регистрации в два раза – до 100 дней, а ускоренной регистрации для дженериков – с 60 до 50 дней, и мы призываем Минздрав без промедления скорректировать соответствующий регламент.
Без этого сложно рассчитывать, что к 2018 г. произойдет полноценное импортозамещение на рынке медпрепаратов, как того требует глава государства. А постоянные угрозы западных санкций должны стать еще одним стимулом оперативно решать проблемы импортозамещения лекарственных средств.
Право на охрану здоровья, в том числе на безопасные и доступные лекарства, закреплено Конституцией РФ, а в современных политических условиях собственное производство лекарств – это еще и первостепенный вопрос безопасности страны.
Источник: Сайт Общероссийского народного фронта