Референдум в Крыму основан на праве

@ kprf.ru

10 марта 2014, 18:55 Мнение

Референдум в Крыму основан на праве

16 марта 2014 года многонациональным народом Крыма и Крымской Автономной Республикой будет написана новая цивилизационная страница современной истории. История государства и права, международных отношений и дипломатии.

Василий Лихачев

депутат Государственной Думы от КПРФ

16 марта 2014 года многонациональным народом Крыма и Крымской Автономной Республикой будет написана новая цивилизационная страница современной истории. История государства и права, международных отношений и дипломатии.

Референдум опирается на общепризнанное право народов на самоопределение

Референдум, объявленный властью региона, опирающейся (что очевидно уже сегодня) на волю большинства его граждан, получивший высокую моральную оценку со стороны внешнего мира, многих государств и общественных движений, партий и неправительственных организаций, легитимен как по формальным, так и содержательным признакам. Это качество дискретно, несмотря на волны критики и недоброжелательства со стороны тех, кто считает себя главными идеологами и практиками мироуправления.

Эти субъекты, прежде всего официальные круги США, Евросоюза, Северо-Атлантического блока, других структур, ставящие во главу угла свои эгоистические интересы, насаждают в геополитическом пространстве XXI века собственные правила жизни, стремясь придать им универсальное применение. Они используют все возможные средства, в том числе и те, которые родом из времен холодной войны. Среди них – политика «двойных стандартов», злоупотребление своим положением (диктат США над союзниками по ООН, «восьмерке», МВФ, НАТО), организация «цветных революций» – Ливия, Сирия, Египет, государственных переворотов в стиле «евромайдан», отказ от общепризнанных стандартов в сфере защиты прав человека, международно-правовой нигилизм, теории гуманитарной интервенции и т.п.Но этой линии противостоит, не может не противостоять другая, связанная с обеспечением демократии, реальных народных и мультинациональных интересов. В глобальном смысле происходящее ныне в Крыму – не просто «шахматная игра» в механическом измерении. Это момент истины, поиск ответа на вопрос, как выстраивать эффективный международный порядок, обеспечить его развитие на основе фундаментальных ценностей права и справедливости.

Каким должен быть статус Крыма по итогам «украинского кризиса»?




Результаты
537 комментариев

Крымский референдум внесет вклад в решение этой стратегической задачи. Он станет, безусловно, реальным источником позитивных изменений в международной (региональной) системе безопасности. На его фоне актуальными делаются недавние предложения Российской Федерации о создании новой евробезопасности. Высокая оценка и прагматизм предстоящего в ближайшее воскресенье всенародного голосования под пристальным взглядом представителей международной общественности, международных организаций состоит в его политико-юридической обоснованности, соответствии жизненным запросам, устремлениям многонационального народа Крыма, который имеет свою идентификацию и свой статус (так же как и перспективу их развития) в правовом поле.

В этой связи приоритетное значение имеют четыре момента. Во-первых, референдум опирается на общепризнанное (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1951 г.) право народов на самоопределение. В соответствии со ст. 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. все народы имеют право на самоопределение.

В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Пактами устанавливается (ст. 1, п. 3) обязанность государств в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций «поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».

Предельно четко о конститутивной роли народного волеизъявления говорится в ст. 21 (п.30) Всеобщей Декларации прав человека. Согласно документу, который является безусловным авторитетом современного правопорядка, «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражения в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобъемлющем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Совершенно ясно, что такой подход обеспечивает референдум в Крымской республике 16 марта 2014 года в целом, а также сформулированные в бюллетенях для голосования вопросы и запущенная избирательная процедура. Во-вторых, право на данный референдум вытекает из международных постулатов, касающихся наличия у граждан Крыма общепризнанных политических прав на участие во властных процессах, управления ими, создания различного рода кооперационных связей, общественных и профессиональных объединений.

Уже приведенная выше ст. 21 говорит, например, о праве каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Аналогичное положение содержит ст. 29 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. транспортирует группу политических прав человека на данную общность, находящуюся под защитой международного права (ст.ст.2–4).

#{image=786731}Более того, документ, подчеркивая постоянное поощрение и осуществление прав лиц, относящихся к меньшинствам, в качестве неотъемлемой части развития общества в целом указывает на его содействие «укреплению дружбы и сотрудничества» между народами и государствами (преамбула). Очевидно, что линия киевских функционеров, совершивших при поддержке радикальных, националистических, неонацистских сил государственный переворот, отказавшихся сознательно от линии на выполнение договоренностей с законно избранным президентом Украины от 21 февраля 2014 года, не соответствует этому положению.

Их решения, направленные на дискриминацию людей по национальным, языковым, культурным, конфессиональным признакам, еще более разорвали Украину, усилили в ней мировоззренческие, гуманитарные разломы, ведут наряду с другими факторами (анархия, разгон официальных структур, наподобие Конституционного суда, деморализация силовых учреждений) к утрате страной своей государственности, способности выполнять качественно собственные международные обязательства.

Односторонняя ориентация власти предержащих в Киеве на Европейский союз, НАТО, нагнетание при этом русофобских, антироссийских настроений в обществе не приводит к стабилизации и взаимопониманию граждан и регионов. Налицо потеря способности центра управлять страной, гармонизировать интересы субъектов. Фактор нелегитимности, непрофессионализма, особенно в исполнительной сфере, проявляет себя с отрицательной стороны в растущих масштабах. Отсюда очевидная угроза безопасности как гражданам страны, так и ее территориальным образованиям (особенно на юго-востоке). Все это составляет третий момент, который детерминирует неотложность проведения референдума в Крымской автономии. Наконец, последний, четвертый фактор.

Он сформулирован в международной практике, в частности, в решениях Международного суда ООН касательно территориальных, приграничных и иных споров. Речь идет о так называемом принципе эффективности осуществления публичных функций. Его рассматривал, например, Гаагский трибунал ООН при поиске ответа на наличие у Косова права на самоопределение. Вынеся решение, Международный суд ООН (под прямым давлением крупных западных держав и их партнеров по военно-политическим и торгово-экономическим союзам) игнорировал многие очевидные факты, в том числе и суверенитет Сербии, нарушение прав лиц сербской национальности, преступления косовского режима в гуманитарной сфере и т.д.

Создан прецедент отделения части государства, которая не обладала самостоятельным (без иностранной политической и материальной поддержки, без массированного процесса признания со стороны внешних игроков) потенциалом.

В случае Крыма ситуация иная. Принципиально иная. Республика имеет опыт публичной власти (и в составе СССР, и в составе Украины), обладает необходимой властной инфраструктурой управления (в последнее время происходит ее усиление через новые министерства и ведомства, которые появляются на фоне управленческого бессилия и откровенного кризиса «майданной власти»). И самое важное – самостоятельность и эффективность власти, демонстрируемая Верховной радой, правительством республики, муниципальными органами, вписывается в действующие международные стандарты. Она максимально поддерживается многонациональным населением, народом Крыма – главным источником власти в республике, призванном на референдуме продемонстрировать свою волю принимать стратегические и системные решения.

В складывающейся ситуации процессу самоопределения, идентификации крымского народа надо оказать поддержку – морально-политическую, международно-правовую, материальную, психологическую. Следует содействовать, в том числе и с международного уровня, формированию атмосферы свободного и правового волеизъявления, открытого и полного подсчета голосов, поданных на референдуме за тот или другой вариант вопроса. Не допустить какого-либо давления извне, каких-либо угроз и преступных действий в адрес физических лиц, включая руководство Верховной рады и правительства Крыма.

Исходя из статуса Совета Безопасности ООН, такая обязанность лежит, прежде всего, на его постоянных членах – России, США, Франции, Великобритании и Китае. В этот момент они должны находиться в активном диалоге, работать с объективными фактами, оценивать их с позиции международного права и Устава Организации Объединенных Наций.

Решения и оценки по Крыму должны продемонстрировать важность и прикладную деятельность этой Организации. Свою позитивную роль, здравомыслие призваны продемонстрировать и другие государства, прежде всего Украина, а также международные структуры – СНГ, ОДКБ, НАТО, ОБСЕ, Совет Европы, Евросоюз.

Решения по Крыму, основанные на итогах народного волеизъявления 16 марта 2014 года, общих принципах международного права, должны придать реальную устойчивость международной и региональной безопасности, предотвратить поляризацию политических сил мира, их противостояние в глобальном масштабе. Позитивная модель развития Крыма, которая сложится после референдума, может открыть дорогу к урегулированию других споров и конфликтов в цивилизованном русле.                                    

..............