Наступивший год озадачил тремя вроде бы не связанными друг с другом событиями – в Сочи началась Олимпиада, в Пскове открывается визовый центр, а в Швейцарии провели референдум. Но общее все же есть, во всех случаях наболевшая составляющая – граница. Для тех, кто путешествует; для тех, кто нанимается на работу; для тех, кто ведет бизнес.
Европа не стремится распахнуть свои двери перед гражданами России
Как путешественника меня интересует, когда будет введен безвизовый режим между Россией и Европейским союзом, как исследователя – в чем причина того, что процесс тормозится. В Сочи президент РФ заявил, что Россия надеется договориться о безвизовом режиме с Евросоюзом на основе взаимности. Известно, что для аккредитованных гостей и участников Олимпиады в Сочи визы не нужны.
Безвизовый режим ожидали уже в январе 2014 года, но, очевидно, надеяться на это придется еще не один год, так как Европа не стремится распахнуть свои двери перед гражданами России. Рассмотрение имеющегося подобного опыта покажет, что у любого политического договора с экономическим подтекстом есть свои «побочные» социальные эффекты.
Не буду проводить параллели, просто предложу обзор некоторых тенденций. Разобраться в деталях поможет Швейцария.
Особенность Швейцарии – в принятии государственных решений. Значительный ряд вопросов граждане вправе решить на референдуме. За последние годы их было проведено более десятка. Но сейчас важно не это.
В эти выходные швейцарцы проголосовали за ограничение трудовой миграции в свою страну. Из пришедших на голосование 56% избирателей 50,4% поддержали предложение вернуться к системе квот для мигрантов, несмотря на то, что в 2011 году страна заключила ряд договоров с ЕС, в том числе о свободном передвижении лиц в обмен на доступ к единому рынку.
И это не первый референдум такого рода. В 2010 году они проголосовали за депортацию совершивших правонарушения мигрантов.
Будучи одной из самых благополучных стран, Швейцария приняла самое большое число иммигрантов в Европе. Они составляют около 23,2% населения, но самое интересное, что это не клеймимые повсеместно арабы или турки, это преимущественно граждане других европейских стран: Франции, Италии, Португалии.
Ежегодно в Швейцарию переезжает примерно 80 тысяч человек, и треть из них – западноевропейцы.
Тема эта для Европы весьма актуальная и в тоже время болезненная. При улучшении условий жизни, стремительном снижении темпов рождаемости, увеличении продолжительности жизни, желании сохранить высокий уровень достатка и широко распахнутых границах французы, немцы, англичане все меньше желают работать на низкооплачиваемых местах, которые моментально заполняются дешевой рабочей силой из Турции, Алжира и других близлежащих ближневосточных и африканских стран.
В результате, по мнению европейцев, под угрозой оказывается уже не рынок труда, а их национальная и религиозная (христианская) идентичность. Истерия по поводу «пришельцев» сопровождает Европу уже десяток лет. Швейцарцы первыми приняли конкретные меры.
Справедливости ради отметим, что эти меры были инициированы правоконсервативной партией, да еще в преддверии выборов в Европарламент (хотя формально страна не член ЕС, но ее решение – это пример для остальных).
Сторонников ужесточения миграционных законов в европейских странах много, и они с успехом проходят во власть на местных и национальных выборах. Популярность они набирают во многом за счет антимиграционных лозунгов. Взять хотя бы французский Национальный фронт, возглавляемый Марин Ле Пен.
Используя страхи благополучных европейцев перед не столь удачливыми арабами или турками, они раздувают панику о нежелании гастарбайтеров интегрироваться. Да, действительно, проблема существует, и она реальна.
Недаром почти одновременно, в 2010 году, и А. Меркель, и Н. Саркози, и Д. Кэмерон заявили о провале политики мультикультурализма. Нежелание учить язык принимающей страны вкупе с желанием получать социальное пособие (например, во Франции на социальную защиту ежегодно тратится до 30% бюджета, который составляет более 550 млрд евро) раздражают многих.
И вот картина – граждане кричат: «Спасите нас от гастарбайтеров!», а правительства, в свою очередь, поощряют законный въезд мигрантов, потому что не хватает рабочих рук. Чья правда «правдивее» – жителей Европы или Европейской комиссии, которая ратует за свободу передвижения товаров, услуг и капитала, чтобы справиться с глобальной конкуренцией?
На мой взгляд, это временная победа швейцарцев, которая со временем может обернуться для жителей Альп возвратом к прежним открытым границам. И это временное поражение Евросоюза, потому что экономические резоны для него всегда будут на первом месте.
Вернемся к безвизовому режиму. Если экономически богатая Швейцария закрывает границы с ЕС, то какие перспективы у не столь бедной (если судить по Олимпиаде в Сочи) России в ее открытии? Что нам сулит столь желанное и практически готовое с нашей стороны (по официальным заявлениям) соглашение о безвизовом режиме? И как конкретно оно проявится в нашем регионе?
Открытая граница – это не только праздник туриста. Недаром это поддерживают не только политики, но и предприниматели.
Безвизовый режим имеет плюсы для бизнеса, а следовательно, для экономического развития региона. С другой стороны, он ставит вопрос о защите своей национальной рабочей силы от дополнительной конкуренции на рынке труда. Или наоборот – потери этой рабочей силы.
Свобода передвижения может, например, помочь в решении проблем, связанных с низкой рождаемостью и старением населения. С другой стороны, она, возможно, породит уже упоминаемые страхи перед «инородцами». Так называемый кризис идентичности – это реальность, которую в Европе уже ощутили.
В очереди стоят такие проблемы (вопреки ужасам ЕС – для обеих сторон), как ухудшение криминогенной обстановки и безопасность в целом. Но если вдуматься, Евросоюз имеет безвизовый режим с некоторыми странами Латинской Америки, в которых криминальная обстановка не лучше, а в некоторых случаях даже гораздо хуже, чем в РФ.
И этот перечень достоинств и недостатков безвизового режима можно продолжать еще долго. Это явление сложное, имеющее как положительные, так и отрицательные последствия. Но нам остается только рассуждать об этом, потому что отчетливо видно – ожидания России наталкиваются на откровенное нежелание ЕС распахивать «окно в Европу», которое станет, по их мнению, источником угроз. Хотя создание общего пространства объективно отвечает интересам как России, так и Евросоюза.
Так что в краткосрочной и среднесрочной перспективе ни радости, ни дискомфорт от безвизового режима нам не грозят. Но готовиться надо. Глобализация пока необратима, и мы – ее часть.
Как говорил персонаж одного старого фильма: «Видя приближающуюся бурю, нужно не щит от ветра строить, а мельницу».
Источник: Псковская лента новостей