Стремительное падение цен на нефть россияне воспринимают однозначно. Паника, ужас, все пропало, рубль дешевеет, товары дорожают, а вот американцы обвалили рынок и теперь довольны, добились своей цели. В принципе они правы: в США многие политики не скрывают радости по поводу негативного влияния обвала цен на ситуацию в России. Но долго ли придется радоваться?
Важная особенность сланцевых углеводородов – высокий темп истощения скважины, до 40% в год
Запустив процесс снижения мировых цен на нефть, не в последнюю очередь рассчитывая навредить этим крупному экспортеру углеводородов и своему злейшему оппоненту – России, США подвергли серьезной опасности собственную нефтегазовую отрасль.
Что же касается «красы и гордости» сырьевой промышленности США, а именно – индустрии по добыче сланцевых нефти и газа, она на грани банкротства. Помните красивую легенду о змее Уроборосе, кусающем собственный хвост? Похоже, что за океаном «голова» (политики) забыла договориться с «хвостом» (коммерсанты и производственники). Последствия этого США и всему миру предстоит увидеть очень скоро.
Начиная с 2011 года американские инвесторы вкладывали в разработку нефтегазовых проектов ежегодно 150–200 млрд долларов (такие цифры вывели аналитики Ernst & Young). Значительную часть этих инвестиций потратили на «сланцевое чудо» (технологии добычи нефти и газа из сланцевых пород при помощи гидрофрекинга; США владеют самыми крупными запасами сланцевых углеводородов в мире и, как считается, самыми благоприятными условиями для их добычи).
Как только не называли эти новые технологии: «бумом», «революцией» и т. д. Именно благодаря им Вашингтон предполагал, что уже в ближайшее время полностью избавится от потребности в импорте углеводородов и начнет активный экспорт. Ходят слухи, что обещания американской стороны наладить танкерные перевозки сланцевой нефти и сжиженного сланцевого газа в Европу до некоторой степени спровоцировали «палки в колеса», которые ставились проекту «Южный поток» со стороны Евросоюза.
Эксперт из фонда прямых инвестиций Pinebrook Road Partners Говард Ньюман несколько месяцев назад утверждал, что большая часть американских сланцевых месторождений будет рентабельна лишь до тех пор, пока цена нефти не упадет ниже 80 долларов за баррель. Аналитики Morgan Stanley называют более оптимистичную цифру, 64 доллара за баррель, но при этом не учитывают стоимость земли, которая может быть колоссальной.
Одно из крупнейших месторождений нефти в США – Мидуэй-Сансет, Калифорния (фото: Reuters) |
В любом случае цена в 58–60 долларов не оставляет шанса ни одному месторождению сланцевой нефти. Если в ближайшее время котировки не скорректируются в сторону увеличения как минимум на 10–15%, это поставит крест на американском нефтяном буме и планах по экспорту углеводородов за рубеж.
Важная особенность сланцевых углеводородов – высокий темп истощения скважины, до 40% в год. Это означает, что «жизнь» отдельно взятой скважины может длиться всего три–четыре года.
При огромной стоимости бурения и гидроразрыва (процедуры, необходимой для добычи) даже кратковременная потеря рентабельности грозит скважине закрытием: какой смысл вкладывать деньги в поддержание динамики добычи, если сейчас стоимость нефти низка, а уже через небольшое время она просто кончится?
За несколько лет США кратно нарастили объем производства нефти, но потенциал роста уже исчерпан, более того, компании начали терпеть убытки. Похоже, «сланцевый пузырь», раздутый Штатами, или уже лопнул, или вот-вот лопнет – вместе с терпением инвесторов, которые перестанут вкладывать средства в разрекламированные, но не окупающиеся месторождения.
«Первые ласточки» кризиса прилетели еще в прошлом году: так, компания Chesapeake Energy продала 1 млн акров в Пермском нефтегазовом бассейне (штат Техас) в два раза дешевле, чем рассчитывала, и плюс отчиталась об убытках в несколько миллиардов долларов.
А в начале 2014 года компания Hess продала участок на Eagle Ford (штат Техас) в четыре раза дешевле, чем рассчитывала. Новые собственники также, мягко говоря, не процветают: по свежим данным нефтесервисной компании BakerHughes, число буровых установок на Eagle Ford с конца октября уменьшилось минимум на 10%.
То же происходит на месторождении Bakken (штат Северная Дакота) и других сланцевых месторождениях. А число заявок на разрешение по бурению новых скважин сократилось уже минимум на 30% по сравнению с октябрем.
Еще одна крупная компания, Conoco Phillips, объявила о планах сократить капиталовложения в 2015 г. на 20%, а также полностью заморозить бурение на нескольких сланцевых месторождениях.
В принципе, в США имеются огромные территории, где залежей нефти хватит на сотни лет. Но их никто не покупает – кто будет рисковать, когда цены на нефть и газ так низки?
Нельзя недооценивать и фактор конкуренции со стороны ОПЕК. Ближневосточным экспортерам добыча одного барреля, по оценкам властей США, обходится всего в 20 долларов, что позволяет им просто ни в грош не ставить американских сланцевых производителей.
Так, в ноябре ОПЕК фактически «объявила нефтяную войну» США, полностью возложив ответственность за стабилизацию рынка на американских нефтяников. Мол, это США создали избыток нефти на рынке, вот пусть сами его и устраняют. Штаты по политическим соображениям это делать также отказались, загнав тем самым себя в ловушку.
В итоге складывается патовая ситуация. Если цена на нефть сейчас снова поднимется до комфортной цифры 90 долларов плюс, то жить станет лучше всем странам-экспортерам. Включая Россию, чего США очень не хочется.
Но при этом на рынок поступит снова ставшая рентабельной сланцевая нефть в больших объемах, что (при радостном попустительстве стран ОПЕК, которые, конечно, не будут рады конкуренции) вскоре снова обвалит рынок и снова спровоцирует конфликты между Америкой и странами Ближнего Востока.
Если же будут удерживаться низкие цены, то доходы России, конечно, на некоторое время сильно уменьшатся (примерно так, как сейчас). Но ее нефтедобывающая отрасль останется в порядке (официальных цифр наши компании не раскрывают, но, по расчетам экспертов, себестоимость добычи барреля российской нефти составляет не более, а то и менее 30–35 долларов).
А вот американское «сланцевое чудо» быстро разорится. А ведь если полностью исключить из торгового баланса американскую сланцевую нефть, дефицит на межгосударственной торговле составит около 15%. Как сказал в интервью СМИ ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев, «при таком дефиците нефть на время может взлететь и до 200 долларов!»
Судя по действиям агрессивно настроенных политических элит, США скорее выберут вариант удержания цены на нефть на минимальном уровне, чтобы «насолить» одновременно России и странам ОПЕК. А это значит, что американский Уроборос уже вгрызся в собственный хвост и сделал «ам», поедая остатки бесславно лопнувшего «сланцевого чуда».