«Проблемы западной интеграции»

@ из личного архива

24 сентября 2013, 08:41 Мнение

«Проблемы западной интеграции»

Начнется неизбежный ропот – мало нам было проблем от всепобеждающего германского экспорта, так теперь еще и американцы чувствуют себя как дома на наших рынках, разоряя местных производителей.

Сергей Кизима

доктор политических наук

В статье «Фургоны в круг!» я рассматривал тенденции, которые ведут к объединению США и ЕС в единый Запад. В то же время есть и тренды, которые могут негативно повлиять на эти стремления.

Большинство стран ЕС окажется в привычной роли жертв нарастающего импорта при неспособности обеспечить ответный рост экспорта

Одной из главных из этих тенденций является пресловутая «исключительность» американской нации, которая заставляет янки надменно смотреть на всех, в том числе и на своих союзников.

Из крупных европейских стран на нее более-менее нормально смотрят лишь в Великобритании, утешая себя тем, что американцы все-таки часть их бывшей империи, а также узнавая собственный знаменитый британский снобизм. Но такое отношение к себе со стороны янки не радует ни французов, ни немцев, ни итальянцев, наряду с Британией играющих ключевые роли в Евросоюзе.

Их стремление к тесному альянсу с США больше базируется на том факте, что вместе легче преследовать общие западные интересы, да и в целом лучше иметь самого мускулистого парня во дворе на своей стороне.

Стоит учесть также, что американский снобизм рассматривается более-менее терпимо со стороны крупных стран ЕС еще и потому, что сейчас США действительно самый серьезный глобальный игрок, способный и без партнеров из ЕС затевать и вести войны и иметь свои интересы в каждом уголке земного шара.

Но как отнесутся европейские партнеры к этому же снобизму лет через пять-десять, когда в ту же силу войдет и Китай? Смогут ли американцы отказаться от своей надменности и претензий на исключительность, когда дела у них пойдут совсем невесело, и начнут ли подстраиваться под своих европейских партнеров, или будут гнуть самоуверенно прежнюю линию, неадекватную в новых условиях утраты сверхдержавной эксклюзивности на мировой арене?

История подсказывает, что вероятнее первый вариант. Все амбициозные империи отрезвлялись и начинали вести себя скромнее только после получения сокрушительных ударов от конкурентов, когда жестокая реальность поражения в столкновениях больше не позволяла гнуть прежнюю линию об исключительности и успешности. Если это сработает и в отношении США, спесивость янки будет мощным барьером на пути укрепления единого Запада еще долгие годы.

Следующим камнем преткновения может стать та самая Зона свободной торговли (ЗСТ) США и ЕС, которая пока что задумана как объединяющий фактор. На какие-то дополнительные успехи на высококонкурентном американском рынке в рамках ЗСТ могут рассчитывать экспортеры Германии, Великобритании, Франции, Дании и нескольких других государств Евросоюза.

Большинство стран ЕС окажется в привычной роли жертв нарастающего импорта при неспособности обеспечить ответный рост экспорта. В наибольшем проигрыше окажутся страны, в которых доминирует мелкий и средний бизнес, возможности которого недостаточны для сражений за потребителя на удаленных рынках.

Начнется неизбежный ропот – мало нам было проблем от всепобеждающего германского экспорта, так теперь еще и американцы чувствуют себя как дома на наших рынках, разоряя местных производителей.

В этих условиях правительства наиболее страдающих от американских экспортеров стран ЕС не смогут отвечать с энтузиазмом на инициативы янки об усилении политического сотрудничества перед лицом наступления незападных стран.

Очень важна и стратегия, которую будет реализовывать Китай. При всей боязни у Запада политических последствий китайских инвестиций в США и ЕС они неизбежно будут расти, поскольку гигантский объем китайской экономики будет порождать огромные свободные средства и инновационные технологии, от привлечения которых стагнирующие западные экономики не смогут удержаться, если хотят сохранить хоть какие-то бонусы от прежних успехов.

По итогам 2012 года Китай уже вошел в тройку крупнейших инвесторов мира, а со временем неизбежно займет первое место в этом списке. При этом Китай, хоть и не является другом Запада, как Саудовская Аравия и Катар, инвестициям которых в западную экономику уже давно дан зеленый свет, все же находится в выигрышной позиции по сравнению с Россией, Индией, Ираном или Бразилией в области защиты своих инвестиций в западных странах.

Достаточно рассмотреть примеры этого года, чтобы убедиться, что инвестиции большинства крупных незападных стран сталкиваются с серьезными рисками на территории США и ЕС. Не далее как этой весной крупные страны Евросоюза успешно провели операцию на Кипре по конфискации части активов российских инвесторов.

А как насчет инициативы группы американских сенаторов, в очередном русофобском припадке только что призвавших ввести санкции против крупнейших российских банков в США? Или возьмем еще более ужасающий пример состоявшейся конфискации 36-этажного небоскреба, принадлежащего Ирану, в Нью-Йорке. Такие вещи возможны, поскольку в этих странах вовсе нет или сравнительно мало американских инвестиций и им тяжело противопоставить что-то в ответ.

Но подобные акции нельзя осуществить против Китая, на территории которого огромное количество западных корпораций получает колоссальные прибыли. Их владельцы просто порвут на части тех чиновников из США или ЕС, которые попробуют поставить под угрозу их экономические интересы в Китае, ставя под удар китайские инвестиции в западных странах. А инвестируя, Китай будет наращивать свое политическое влияние в США и ЕС.

И совершенно очевидно, что оно не будет использоваться для дальнейшего сплочения Запада. Напротив, китайские лоббисты будут убеждать местные правительства в приоритете позитивного развития отношений с Китаем как гарантии экономического процветания той или иной западной страны. И если присутствие китайского капитала действительно будет единственной гарантией для той же Греции или Испании создать новые рабочие места или в срок выплачивать пенсии, никакие панические призывы Вашингтона или Брюсселя объединиться перед лицом китайской угрозы не подействуют.

Поскольку американцы или немцы создавать рабочие места в Греции или Испании не рвутся, чтобы не формировать самим себе конкурентов в западном мире.

Следующим фактором нестабильности Запада станет этнический передел в США. Близок конец господства белых в США. А когда доминировать в демографической массе станут латиносы, афроамериканцы и азиаты, то будет нанесен и серьезный удар попыткам США объединить усилия с Евросоюзом как ближайшей по духу цивилизационной площадкой.

Сейчас в политической сфере Вашингтона доминируют выходцы из германоязычных и англоязычных стран, для которых ЕС в силу этого наиболее значим. Но когда к власти прорвутся афроамериканцы, они смогут вспомнить о Европе разве что то, что европейцы похищали их предков в Африке и продавали в рабство на плантации в США.

Часть латиносов уже сейчас склонны осуждать империалистические устремления Испании и Португалии в былые времена. Есть и те, кто испытывает определенные ностальгические чувства к этим странам, но Испания и Португалия в любом случае играют в ЕС роль аутсайдеров и к лучшему ситуация для них вряд ли изменится.

Азиаты традиционно испытывают сильную симпатию к своей родине, что заставит их лоббировать выстраивание тесных отношений не с ЕС, а с Китаем, Японией, Индонезией и т.д. Кстати, в этой новой ситуации для США станет неплохим исходом вообще сохранение единой государственности.

Таким образом, наряду с очевидными стимулами для дальнейшей экономической и политической интеграции западных стран есть и мощные препятствия для нее. И если они сработают в полной мере, с нынешним огромным влиянием Запада на мировой арене произойдет то же, что с доминированием Испанской империи в XVI веке.

..............