«Пестрая смесь величия с бессилием»

@ romanavdeev.ru

6 августа 2013, 13:12 Мнение

«Пестрая смесь величия с бессилием»

6 августа 1806 года последний римский император, неудачник и ретроград Франц II, сложил с себя корону, тем самым прекратила существование и эта пышная конструкция, одно название которой говорит о мании величия.

Роман Авдеев

владелец Московского Кредитного Банка

Тысячелетний Рейх, Первый Рейх, Священный Рейх – все это относится к Священной (с XII века) Римской (с XI века) империи германской нации (с XV века), которая, по хлесткой характеристике Вольтера, не была «ни священной, ни римской, ни империей».

Центр империи – Рим, но где этот Рим?

6 августа 1806 года последний римский император – imperator augustus Romanorum – неудачник и ретроград Франц II сложил с себя корону, тем самым прекратила существование и эта пышная конструкция, одно название которой говорит о мании величия.

Возникнув в 962 году как ностальгирующий наследник Рима, «империи Карла Великого» и вообще как верховный властитель христианского мира, на деле Рейх (по-немецки это и государство, и империя – переводи, как хочешь) с самого начала был непонятно чем. Претензий – море: и воплощение царства Божьего на земле, и защита всех христиан, и сакральное единство церкви со светской властью, и наднациональная модель государства, и...

Троны, короны, столицы, саркофаги – многие небольшие города в Германии вроде Шпайера, Регенсбурга или Вормса теперь живут за счет показа достопримечательностей ушедшей эпохи Первого Рейха. Но если отбросить романтику, по сути, империя была фикцией – ни наследственной власти, ни вообще реальной власти у императора, ни нормально работающих органов – во всяком случае, до реформы в XV веке, ни единой армии или каких других атрибутов государства.

Самое главное, что к концу ее существования два столпа – Австрия и Пруссия – так соперничали между собой, что не поражения от Наполеона, а эта свара во многом и развалила Рейх. Частично земли двух монстров входили в него, но многое было и за его пределами, поэтому можно было всегда вспомнить о том, что как король Пруссии или Венгрии ты вовсе не обязан подчиняться общим интересам.

Все это оказалось прежде всего для самих немцев величием и проклятьем одновременно. Есть Рейх – и вроде как нет, есть германская нация – и в то же время ты прежде всего саксонец, баварец, пруссак, поэтому до других и дела нет. Император – высший по рангу монарх в Европе, но где взять силы, чтобы это доказать?

Центр империи – Рим, но где этот Рим? «Итальянские походы» германских кайзеров, стремившихся удержать за собой Вечный город и прочие отнюдь не германские территории, разоряли империю, приводили к ропоту местных князей, потерям сил и средств. Вся эта пестрая смесь величия с бессилием определит мышление немцев вплоть до Гитлера, Третьего Рейха и кончится катастрофой. Урок для всех – исторические амбиции сегодня ни в коей мере не повод для претензий на мировую власть.

Но был ли Рейх лишь историческим казусом?

Ни в коей мере. Это интересная и действительно великая идея наднациональной силы, которая правит на основе соглашения между практическими независимыми субъектами, уважения и почтения. Его действительно почти тысячелетнее существование свидетельствует о силе интеграционных процессов в Германии и Европе, следствием которых в чем-то стал и сегодняшний ЕС. Паритет интересов, конфессий и амбиций, пусть и достигавшийся с трудом, но тысячу лет подряд, говорит о многом. Во всяком случае, для России этот опыт может быть интересен. Или нет?

Ведь главным символом единства в Рейхе был император...

Источник: Блог Романа Авдеева

..............