Недавно прочитал об одном эксперименте, который провели американские этологи.
В этом эксперименте обезьяны демонстрируют социальное поведение, похожее на поведение человека
Они пытались ввести «трудовые» отношения в стае обезьян шимпанзе, в вольере была предложена «работа» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа заключалась в том, чтобы дергать рычаг, к которому прикреплялось утяжеление в 8 килограммов. За каждое нажатие на рычаг обезьяна получала гроздь винограда.
Как только шимпанзе усвоили простое правило «работа = вознаграждение», они стали получать жетоны разного «номинала».
Белый жетон можно было обменять у людей на одну ветку винограда, синий – на две, красный – на стакан газировки. Вскоре общество расслоилось: появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз. Кто-то из шимпанзе предпочитал не работать, а отнимать у других. Но главное, что отметили ученые, у обезьян проявились черты характера, которые ранее не были им свойственны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.
На следующем этапе эксперимента ученые вручили обезьянам «деньги» в виде серебряных дисков с отверстием в середине. Через несколько недель шимпанзе усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Сначала оплата была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет.
Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко изменилась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После некоторого замешательства обезьяны решили не тратить свои монеты на яблоки и только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.
«В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась касса, и присвоила себе все монетки, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».
Прошло еще несколько дней, шимпанзе открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые считали, что он влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны, особенно биологи, научившие зверей азам капиталистической экономики».
Этот эксперимент был проведен в рамках бихевиоризма, который в социальных группах животных выражается не столь прямолинейно. Безусловно, в этом эксперименте обезьяны демонстрируют социальное поведение, похожее на поведение человека. Мы не можем отрицать тот факт, что во многом зависим от каких-то стимулов и рефлексов (слюноотделение при виде еды).
Обезьяны могут создавать социальные группы, четко выстраивать иерархию, по сути, делать все то же, что и мы. Но в отличие от животных мы можем осознанно принимать решения, основываясь на наших моральных убеждениях, давать происходящему оценку. Здесь мне кажется уместным вспомнить о трех стадиях человеческого существования, которые выделяет Кьеркегор: эстетическая, этическая, религиозная.
В первой стадии человек следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что может что-то изменить в своей жизни. В этой стадии мы схожи с животными, но две другие качественно нас отличают.
На второй стадии человеком руководят разум и чувство долга. Он понимает, где добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо. На третьей стадии – религиозной – человеком руководят сердце, вера, которые не подвластны разуму.
Источник: Личный блог Романа Авдеева