«Страсти по Сирии»

@ из личного архива

28 августа 2013, 11:21 Мнение

«Страсти по Сирии»

Будущие перспективы Сирии как государства практически безнадежны. Спасти Сирию от развала может только чудо, спасти Башара Асада не сможет никто и ничто.

Илья Киселев

публицист, участник передачи «Своя игра» (г. Кишинев)

Резкое обострение ситуации в Сирии вызвало всплеск активности и на страницах электронной прессы в интернете. Без сомнения эта тема стала сейчас наиболее популярной и наиболее противоречиво обсуждаемой.

Все оказалось гораздо сложнее – слишком уж много интересов различных стран, в том числе и мировых держав, пересеклись в Сирии

Лично меня настораживает то, что большинство статей на эту тему несут скорее эмоциональный, а не рациональный посыл. Собственно, именно этот момент и заставил меня также взяться за эту тему и попытаться (еще раз замечу – попытаться) взглянуть на происходящее трезво, спокойно и беспристрастно. Нижеприведенный текст представляет собой всего лишь попытку резюмировать многочисленную информацию на заявленную тему. Итак, поехали...

Сирия...

История Сирии последних 50 лет неразрывно связана с одной фамилией – Асад. Именно эта династия под титулом президента правит Сирией, начиная с 1970 года, когда отец нынешнего правителя Башара Хафез Асад пришел к власти в результате переворота, свергнув Салаха Джадида.

Его путь к вершине власти был довольно сложным. Будучи кадровым военным, Хафез выступал против союза Сирии с Египтом в рамках Объединенной Арабской республики, за что и был уволен из армии. Но это не помешало ему принять участие в целом ряде военных переворотов в Сирии, неизменно поднимаясь в должности, и достичь постов сначала командующего ВВС Сирии, а потом и министра обороны.

Последний переворот сделал его единоличным правителем Сирии. Нельзя не признать, что установление диктатуры Асада после многочисленных путчей стабилизировало политическую систему Сирии настолько, что сделало возможным создание династии и передачу власти сыну Хафеза Башару. Тем не менее, принадлежность клана Асадов к секте алавитов, которые составляют не более 10–15% населения Сирии, заставляет правящий режим постоянно балансировать и играть на противоречиях между суннитами и шиитами Сирии.

Одним из следствий этого стала и резня в Хаме в 1982 году, когда правительственные войска выступили против «Братьев-мусульман», уничтожив, по разным оценкам, до 40 тыс. человек.

В области внешней политики Сирия Асада оставалась арабским форпостом против Израиля, впрочем, не сильно в этом преуспев. Потерянные в войне 1973 года Голанские высоты Сирия попыталась компенсировать превращением Ливана в свою колонию, но в 2005 году вынуждена была вывести оттуда свои войска. Хотя и по наши дни влияние Сирии в этой стране чрезвычайно велико, в основном за счет поддержки террористической организации «Хезболла», чье влияние в Ливане порой превосходит влияние национального правительства.

Нынешний правитель Сирии Башар-ибн-Хафез не предназначался отцом к правлению страной. И поэтому выбрал себе мирную специальность офтальмолога. Однако смерть Басиля, старшего сына Хафеза, заставила Башара делать стремительную военную карьеру. За период с 1995 по 2000 год он стал генерал-лейтенантом и главнокомандующим сирийской армией. После смерти его отца сирийский парламент изменил конституцию, снизив минимальный возраст кандидата в президенты с 40 до 34 лет и сделав возможным занятие Асадом II поста президента.

Очевидно, что несмотря на незаурядность натуры и блестящее образование, Башар Асад не обладает тем авторитетом, который имел его отец Хафез, прежде всего в арабском мире. Именно этим объясняется то, что, пойдя на поводу у Ирана, Сирия слишком явно приняла сторону шиитов и этим нарушила тот хрупкий баланс, который позволял алавитам удерживаться у власти, балансируя между двумя основными направлениями ислама.

Суннитские монархии Персидского залива были недовольны появлением союзника у их главного противника в Заливе, и это оказалось одним из главных факторов их поддержки сирийской оппозиции.  Ну а последней каплей, вероятно, стал отказ Башара Асада от постройки газопровода из Катара к средиземноморскому побережью.

...и другие

Трудно сказать, есть ли непосредственная связь между кровопролитной войной, развязанной в Сирии, и так называемой арабской весной, под которой подразумевают череду восстаний в ряде арабских стран. Скорее всего, Катар вместе с саудитами просто решили, что события в Тунисе, Ливии, Египте и Йемене могут послужить хорошим фоном для организации свержения Башара Асада.

Если Москва с легкостью сдаст режим Асада, то России можно забыть о каких-либо перспективах в данном регионе

Организовать первоначальные волнения и демонстрации в такой стране, как Сирия, не составило труда. Ну а жесткая реакция полицейского режима Асада не заставила себя ждать, послужив той искрой, которая подожгла народное недовольство.

Дальше уже – дело техники и отработанных специалистами сценариев. Возникновение вооруженных групп, получивших оружие, оплаченное Катаром и Саудовской Аравией, не заставило себя ждать.

Только вот в итоге все оказалось гораздо сложнее – слишком уж много интересов различных стран, в том числе и мировых держав, пересеклись в Сирии. Именно это и определяет затяжной характер этой гражданской войны с элементами иностранного вторжения. Причем иногда эти элементы приобретают откровенно гротескный характер.

Так, например, противостояние правительственных войск и оппозиции привело к тому, что стрелять друг в друга начали даже так называемые палестинские беженцы, которые получили приют в Сирии во времена Асада I. Долгие годы Дамаск служил штаб-квартирой для палестинского ХАМАСа, лидеры которого чувствовали себя там в полной безопасности.

Захватив власть в секторе Газа после ухода оттуда израильтян и вырезав там своих соперников из палестинского же ФАТХа, хамасовцы полностью сели на обеспечение Ирана и поэтому поддержали Башара Асада. Ну а та часть палестинцев, которая принадлежала к ФАТХу, приняла сторону оппозиции.

Однако гораздо больший интерес представляют завязки на этот конфликт действительно серьезных мировых игроков.

Россия, имеющая давние традиции сотрудничества с династией Асадов, безусловно, заинтересована в сохранении существующего в Сирии режима. Кроме того, очевидно, что строительство газопровода из Катара до Средиземного моря и последующая транспортировка сжиженного газа в Европу может серьезно повредить существующей монополии Газпрома на поставку в Европу природного газа.

Ну и, конечно, Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) кораблей ВМФ России в Тартусе, который на сегодняшний день остается единственным пунктом российского флота на Средиземноморье, – это тоже более чем весомый аргумент для поддержки нынешнего сирийского режима. Именно поэтому Россия с готовностью предоставляет Башару Асаду всемерную поддержку как военно-технического, так и дипломатического характера. Если Москва с легкостью сдаст режим Асада, как это произошло, например, с Каддафи, то России можно будет забыть о каких-либо перспективах и возможностях в данном регионе.

Позиция Евросоюза в отношении Сирии легко объяснима – перспектива поставок катарского газа в Европу позволит диверсифицировать пути снабжения столь необходимыми углеводородами. Ну и, кроме того, не будем забывать, что Великобритания всегда рассматривала этот регион как свою вотчину и, надо признать, ее влияние здесь действительно велико, несмотря на то, что времена Британской империи давно прошли.

Само собой разумеется, что конфликт в Сирии никак не могли обойти стороной США, которые готовы влезть в любую точку на планете Земля, чтобы заявить о себе как о единственном полномочном арбитре, призванном выносить вердикты о соответствии демократическим нормам и правовым канонам. В свете конфронтации с Ираном США не могли не поддержать войну против, пожалуй, самого верного союзника Тегерана, обеспечивающего, к тому же, связь аятолл с ливанской «Хезболлой». Именно США обеспечивают давление на Сирию в ООН и пропагандистскую кампанию для прикрытия открытого военного вторжения в Сирию. Ну и, конечно, именно США кровно заинтересованы в ослаблении российских позиций в данном регионе.
Говоря о Сирии, нельзя не упомянуть о двух государствах в этом регионе, которые граничат с Сирией и играют важную роль.

Израиль, до сегодняшнего дня с 1973 года находящийся в формальном состоянии войны с Сирией, вряд ли был заинтересован в раздувании гражданской войны в этой стране. Граница с Сирией была в Израиле самой спокойной. Во многом за счет того, что с Голанских высот на горизонте видно большое черное пятно – Дамаск, по которому израильская тяжелая артиллерия может бить практически прямой наводкой.

Но сегодняшнее развитие событий заставляет израильтян обоснованно беспокоиться о том, чтобы оружие сирийской армии не попало в руки отморозков из «Хезболлы», и предпринимать превентивные меры.

Такими превентивными мерами стали точечные авиаудары по сирийским военным объектам и складам оружия, которые были истолкованы пропагандистами Асада как поддержка оппозиционных сил. В настоящее время Израиль просто готовится к возможным провокациям Асада, которые могут быть нацелены на втягивание Израиля в этот конфликт.

Другая мощная региональная держава – Турция – заняла в происходящем конфликте откровенно антисирийскую сторону. Несмотря на давние тесные отношения между Сирией и Турцией, наследники распавшейся Османской империи предпочли линию на установление турецкой гегемонии в регионе.

При этом турецкое руководство, видимо, до глубины души обиженное игнорированием стремления Турции в Евросоюз, не готово принять во внимание долгосрочные перспективы возможного распада Сирии. Ведь в этом случае возможно объединение сирийских курдов с иракскими курдами, уже фактически имеющими автономию от центрального правительства в Багдаде. А это, в свою очередь, может дать толчок к возобновлению войны, которую курды Турции ведут против Анкары.

В любом случае, будущие перспективы Сирии как государства практически безнадежны. Спасти Сирию от развала может только чудо, спасти Башара Асада не сможет никто и ничто.

Применение химического оружия в Дамаске (безотносительно стороны, применившей его) свидетельствует о том, что Башар Асад уже не контролирует запасы оружия массового поражения, а конфликтующие стороны уже готовы к его применению.

В этой ситуации наиболее важной становится задача не допустить распространения военного конфликта на соседние страны, что может привести к глобальной катастрофе. Времени остается совсем немного.

..............