«Ничего хорошего»

@ ВЗГЛЯД

10 июля 2013, 18:30 Мнение

«Ничего хорошего»

Конгресс США заблокировал законопроект о поставках оружия сирийским боевикам. Боевики лишаются прямой поддержки Запада. Ее не было и раньше, теперь ее не будет совсем. Однако ничего хорошего для Сирии пока эти известия не сулят.

Анатолий Эль Мюрид Анатолий Эль Мюрид

специалист по Ближнему Востоку, блогер

Конгресс Соединенных Штатов заблокировал законопроект о поставках оружия сирийским боевикам. Не сказать, что решение неожиданное, слишком уж был шит белыми нитками повод, да и аллюзии с иракским белым порошком напрашивались, но, тем не менее, законопроект был внесен, его рассматривали на полном серьезе, шанс на принятие существовал.

Обвинить Россию во вмешательстве во внутренние дела Сирии будет весьма затруднительно

Вряд ли провал законопроекта можно считать провалом Обамы – он был весьма пассивен, не настаивал на его принятии и вообще вел себя совершенно иначе, чем, скажем, во время ливийской войны. Тогда, когда закончился срок ведения войны без согласия Конгресса, у Обамы был гораздо более серьезный клинч с парламентариями, которые требовали, чтобы участие в войне США было санкционировано ими. Тогда Обама весьма изобретательно ввел новацию: если США не объявили войну, то она и не ведется, а потому согласия парламента не требуется. Эдакий политсолипсизм.

Сегодня ничего этого в помине нет. Не приняли – да и бог с ним, с законопроектом этим. У Штатов день назад в неоплачиваемые отпуска отправили 650 тысяч сотрудников Пентагона в связи с бюджетными проблемами. Вот это проблема.

По факту решение Конгресса (точнее, законопроект не прошел слушания в комитете по разведке и военным делам, но, по сути, это равнозначно его провалу) означает следующее. Боевики лишаются прямой поддержки Запада. Ее не было и раньше, теперь ее не будет совсем. Естественно, что-то нелетальное типа касок, бронежилетов и прочего неликвида со складов будет перебрасываться, однако главное, ради чего вся история и затевалась, – оружие – Запад поставлять не будет. При этом из игры вылетел Катар. Новый эмир быстро и без особых раскачиваний сдал «Братьев-мусульман» по всему региону – в Египте, в Ливии, палестинский ХАМАС – и отказал в доброжелательной крыше главному идеологу движения Юсефу Кардауи.

Было ли решение Тамима ат-Тани осознанным, было ли оно продиктовано американцами – неважно. Важно то, что Катар выбыл из игры, оставив поле для Саудовской Аравии. Не сказать, что это глупое решение. Война в Сирии идет к своей логической развязке, и быть в числе проигравших – честь сомнительная. Соскок Катара выглядит весьма разумным – последствия теперь предстоит расхлебывать аль-Саудам.

Однако ничего хорошего для Сирии пока эти известия не сулят. Заявление представителя Сирии в ООН Башара Джафари о найденных десятках тонн химических веществ в схронах боевиков в Латакии говорит о том, что после военного поражения, в котором уже никто особо не сомневается, против Сирии будет развязана террористическая война. Цель – архаизация всего пространства, максимальное уничтожение экономики, создание атмосферы страха и недовольства властями, неспособными справиться с угрозой терроризма. В том, что эта задача вполне по плечу боевикам, сомневаться не приходится – в России несколько тысяч рассеянных по всему Северному Кавказу недобитых после второй чеченской боевиков держали всю страну в напряжении еще лет пять после ее формального окончания. Да и сейчас Северный Кавказ – не самое спокойное место. Для Сирии все будет еще сложнее, так как она сама не сильно больше Северного Кавказа, если вычесть безлюдные пустынные территории. Кроме того, Сирия – это страна крупных городов с миллионным населением, да и средние города до миллиона жителей – тоже вполне рабочая поверхность для террористической войны.

Ситуацию усугубляет еще и то, что, если армия Сирии приобрела опыт ведения войны, спецслужбы еще не сталкивались с массовым террором. Им еще только предстоит набираться опыта – ценой ошибок и провалов. Неизбежных в такой ситуации. Опять же – слишком много спецслужб в стране. С пересекающимися зонами ответственности, что вынуждает непродуктивно тратить усилия на межведомственные склоки.

Трудно сказать, насколько готова Сирия к террористической войне – это можно установить только опытным путем. Однако подготовка к ней уже ведется, и признаки немедленного перехода боевиков к ней сразу после военного поражения налицо. Джебхат ан-Нусра* – ответвление иракской «Аль-Каиды*», ведущей террористическую войну в Ираке второе десятилетие, и опыта именно такой деятельности у нее более чем достаточно.

Что смогут противопоставить этой войне сирийские спецслужбы – сказать сложно. Но вот как раз здесь российский опыт явно мог бы оказаться полезным, а главное – обвинить Россию во вмешательстве во внутренние дела Сирии будет весьма затруднительно. Слишком много правильных слов про борьбу с терроризмом произнесли наши заклятые друзья, чтобы протестовать против нее в Сирии.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............