Любопытно читать статьи, в которых нынешние события в Турции объясняют то ли стремлением США спровоцировать беспорядки во всем исламском мире, то ли местью со стороны американцев за турецкий отказ от вторжения в Сирию.
Американцы в наименьшей степени заинтересованы в дестабилизации ситуации в Турции
Я далек от мысли о том, чтобы идеализировать США, – эта страна действительно стала причиной десятков переворотов и революций и осуществила множество вторжений. Но демонизировать США, когда любое событие в мире объясняется злыми проделками янки, тоже не стоит. Стремление в любых бедах обвинять США сильно напоминает средневековую традицию во всем видеть козни дьявола. Более всего оно выгодно самим США, которые в результате получают имидж всемогущих и всеведущих. Но не настолько длинны руки у американской империи, тем более что она стремительно слабеет в силу множества причин.
Американцы в наименьшей степени заинтересованы в дестабилизации ситуации в Турции, пусть Реджеп Эрдоган им и не нравится так, как предшествующие ему более проамериканские политики. Они помнят о судьбе Ирана, своего прежнего важного союзника, который теперь является энергичным противником американцев. И стал таковым в результате интенсивных народных волнений, переросших в революцию 1979 года. В США понимают, что исламизация, о которой так много говорят как о причине тревоги американцев и протестов части турецкого населения против Эрдогана, является умеренной и может трактоваться больше как стремление подкрепить национальную идентичность в глобальном мире, чтобы турки оставались турками, а не стали больше похожи то ли на американцев, то ли на британцев. Гораздо важнее, что Турция является одним из самых важных членов НАТО, по-прежнему контролирует Босфор и Дарданеллы, отделяющие как Черное море, так и Черноморский флот ВМФ России от Мирового океана. О важности Турции для США свидетельствует хотя бы то, что США сломили гордость Израиля ради восстановления добрых отношений двух своих союзников между собой. Израильтянам пришлось извиниться перед Турцией за ущерб, нанесенный турецким гражданам во время инцидента с «Флотилией свободы». Это, кстати, очень позитивно повлияло на имидж Эрдогана как в самой Турции, так и в мусульманском мире.
На самом деле причины волнений в Турции достаточно прозаичны и объясняются пересечением множества причин, а не одной. Во-первых, в 2003–2012 годах турецкая экономика росла в среднем на 5,1%, что выглядит очень неплохо, учитывая, что половина этого периода пришлась на мировой кризис. Турецкий экспорт за 10 лет составил круглую цифру в триллион долларов, и правительство полно решимости в следующие 10 лет утроить его. Такой интенсивный рост вызвал серьезные социальные изменения в стране. Как обычно бывает, кто-то преуспел, кто-то остался недоволен, что успех соседа обошел его стороной. И недовольных в стране с населением в 75 миллионов человек оказалось достаточно много из-за неизбежного расслоения.
Успехи в экономике привели и к тому, что у ряда относительно преуспевающих людей появились новые постматериальные потребности, поскольку житейские проблемы ушли в прошлое. Нечто похожее происходило в США в 1960-х, когда на фоне мощного экономического роста молодежь начала бунтовать. Социологи тогда долго не могли понять, как возможны такие интенсивные социальные протесты на фоне растущего материального благополучия. В этой связи стоит отметить и то, что Турция – очень молодая страна по среднему возрасту граждан. В 2012 году он приблизился лишь к 30 годам. Радикализм юности в такой ситуации превращается в мощный фактор для социальных протестов.
Важным фактором стала и растущая пропорция среди молодежи студентов и лиц с высшим образованием. Проникнувшись в годы университетского обучения высокими идеалами, часть из них стали протестовать против того, что реальная жизнь в Турции вовсе не походит на некую желанную лубочную картинку. А понимание того, что это нормально для всех стран мира, еще не пришло им в голову из-за отсутствия житейского опыта, охлаждающе влияющего на идеализм.
Следующей причиной стали постоянные сцены массовых протестов, переворотов и войн в соседних с Турцией странах. Особенно негативно повлияли события в Сирии – турецкие официальные лица за последние два года произнесли немало высокопарных речей о том, что демократические идеи сирийских оппозиционеров должны стать реальностью во что бы то ни стало, и о праве народа на восстание против сирийского правительства Башара Асада. Вряд ли они предполагали тогда, как зажигающе подобного рода заявления подействуют на определенные категории граждан в самой Турции, решивших, что и у них есть право на восстание, если их чем-то не устраивает правительство.
Еще одним фактором является стремительная урбанизация турецкого населения. Как всегда в таких случаях, она сопровождается постепенной утратой неадекватных новой ситуации прежних сельских ценностей и длительным периодом приобретения новых, связанных с резко изменившимися условиями жизни больших масс людей в городских ландшафтах. На этом этапе нормой является утрата четких жизненных ориентиров, что позволяет энергичным лидерам внушать веру в свои собственные идеалы. Пусть они даже потребуют жертв, верить во что-то все же лучше, чем не понимать вообще, во что надо верить.
Конечно, сыграли свою негативную роль и давние проблемы с курдами. Та часть из них, что стремится к созданию курдского государства, всегда рада любому предлогу, позволяющему дестабилизировать правительство.
Не отказались поучаствовать в беспорядках и радикальные террористические сети, для которых любая дестабилизация в светских исламских странах как манна небесная. И, к сожалению, могут сыграть крайне негативную роль и в дальнейшем.
Наконец, не стоит забывать и об истории той площади, на которой начали разворачиваться основные протесты. Это место имеет свои традиции и энергетику, разогревающие страсти у тех, кто с ней знаком. На площади Таксим ранее уже неоднократно происходили столкновения как войск и полиции с толпой, так и одних радикалов с другими и проливалась человеческая кровь.
Если рассмотреть все эти факторы в совокупности, то становится очевидно, почему с беспорядками так трудно покончить. Выводя полицию к демонстрантам, все перечисленные проблемы не решить. Тем более что создается впечатление, что о части из них турецкое правительство вообще прежде не задумывалось. Проблемы роста иногда бывают очень болезненными, и важно, чтобы Турция преодолела их максимально комфортно. Очередная зона боевых действий в прежде относительно спокойной стране никому не нужна. В том числе и России, на которой всегда болезненно отражаются любые новые проблемы в исламском мире.






























