«Галибаф и Велаяти»

@ ВЗГЛЯД

23 мая 2013, 10:20 Мнение

«Галибаф и Велаяти»

Среди восьми допущенных к выборам кандидатов в президенты Ирана интересными представляются два. Госдепартамент США уже оценил выбор Наблюдательного совета как крайне антидемократичный и не отражающий всего спектра мнений иранского народа.

Анатолий Эль Мюрид Анатолий Эль Мюрид

специалист по Ближнему Востоку, блогер

Среди восьми допущенных к выборам кандидатов в президенты Ирана довольно интересными представляются два: Али Акбар Велаяти и Мохаммед-Багер Галибаф.

Сейчас все предположения об окончательных раскладах 14 июня выглядят умозрительными

Оба кандидата – сторонники рахбара Хаменеи. Остальные не выглядят случайными и проходными фигурами, однако Госдепартамент США уже оценил выбор Наблюдательного совета как крайне антидемократичный и не отражающий всего спектра мнений иранского народа. Консервация режима – так резюмировали раздраженные американцы сообщение об окончательном списке кандидатов.

Все восемь претендентов – опытные и уважаемые люди с немалым авторитетом, однако победа партии сторонников Хаменеи практически не вызывает сомнений. В таком случае наиболее вероятный выбор будет между Велаяти и Галибафом.

Галибаф – не совсем политик.

Он скорее хороший чиновник, управленец и «крепкий хозяйственник». В случае его прихода к власти основной упор исполнительная власть будет делать на решение внутренних экономических проблем, связанных с преодолением как последствий продолжающейся жесткой блокады, так и ряда ошибочных решений Ахмадинежада, по поводу которых его весьма жестко критиковали политические противники. Внешней политикой в таком случае, вероятнее всего, будут заниматься десантированные в правительство люди рахбара. Может быть, тот же Велаяти.

Велаяти – как раз политик.

Политик, ориентированный на проведение внутренней политики через призму внешнеполитических решений. Он был министром иностранных дел, сейчас он советник рахбара по внешней политике. Его избрание может означать активизацию Ирана в регионе, что, кстати говоря, в свете происходящих крупноформатных изменений вполне логично.

Говоря иначе, несмотря на то что иранская политика не зависит от конкретной личности и создается путем сложных процедур выработки решений и согласия разных политических сил, известная самостоятельность президента и его авторитет могут повлиять на акценты и более четкую направленность этой политики.

Велаяти не сказать, что безоговорочно авторитетнее, многих не устраивает его ультраконсерватизм. Во всяком случае, существующий имидж ультраконсерватора. Галибаф на выборах 2005 года набрал всего 14% голосов, однако за прошедшие годы он довольно успешно работал на посту мэра столицы, приобрел на этом посту и дополнительную известность, и в определенной степени авторитет.

Однако минус в его карму добавляют прокатившиеся несколько лет назад и идущие перманентно (пусть и в меньших масштабах) коррупционные скандалы в столице.

Формально и фактически сам Галибаф прошел мимо этих скандалов, но ряд его подчиненных так или иначе оказались в них замешанными. Плюс президент Ахмадинежад со своими чемоданами компромата намекал на столичную полит- и управленческую тусовку. 

До конца первой декады июня, когда предвыборная борьба наберет максимум ожесточения, осталось уже недолго. Сейчас все предположения об окончательных раскладах 14 июня выглядят умозрительными. Однако третья фаза предвыборной кампании в Иране пройдет быстро, как и первые две. Нужно подождать буквально пару недель. Тогда и можно будет предполагать и прикидывать более определенно.

..............