Показ снятого в Германии фильма «Наши матери, наши отцы», по отзывам немецкой прессы, прошел с невиданным размахом. Трёхсерийная лента режиссера Филиппа Кадельбаха демонстрировалась по государственному каналу ZDF, собрав более 20 млн зрителей. Премьере предшествовала мощная рекламная кампания, фильм был назван «событием года», показ освещался всеми популярными изданиями страны.
Германия желает избавиться от чувства исторической вины и ущербности
Фильм о Второй мировой войне, развязанной, как известно, германским фашизмом и принесшей неисчислимые потери и страдания всем народам Европы, в том числе и немецкому.
В фильме, однако, резко и недвусмысленно переставляются основные смысловые акценты. Война, оказывается, произошла против воли немцев, они сами стали жертвами нацизма, захватившего непонятно каким образом власть над ними. По вине Гитлера гражданам Германии пришлось погибать на полях сражений, пережить ненависть ничего не понявших в немецкой душе поляков и даже вторжение русских убийц и садистов, расстреливающих раненых и насилующих санитарок среди трупов. Конечно, немецкие солдаты побывали на территории России, но там они занимались в основном тем, что вытаскивали из-под завалов русских женщин и угощали детей шоколадом. А был ли холокост, отрицание которого в Германии считается уголовным преступлением? Да, был, но евреев убивали в основном польские партизаны как самые отъявленные антисемиты. В общем, как признался продюсер фильма Нико Хофманн, задачей было показать, что до войны жители Третьего рейха были «наивными и морально безупречными», а принимать участие в злодеяниях – а они есть в фильме – несчастных просто заставляли путем насилия над их совестью.
Российские блогеры, узнавшие о содержании фильма по телевидению, возмущаясь, приводят общеизвестные факты о войне, свидетельства очевидцев (а то и собственные) о зверствах нацистов на оккупированных территориях и в лагерях смерти и проч. Бесполезно и непродуктивно все это. Зачем нам терзать самих себя? Фактическая сторона истории никого не интересует. Можно представить создателям фильма все сотни томов Нюрнбергского процесса, юридически безупречно доказавшего преступную теорию и практику Третьего рейха с момента его основания и до кончины, и ничего не добиться, даже тени смущения. Не поиск же какой-то доселе неизвестной правды их вдохновлял, а прямой политический и социальный заказ. Заказ правящих кругов сильнейшей в экономическом и политическом смысле европейской страны на подъём и возрождение своей национальной самооценки. После почти семидесяти лет принуждения к «покаянию» Германия желает избавиться от чувства исторической вины и ущербности. До сих пор ей этого не позволяли западные патроны-победители – США, Англия, Франция. Но сейчас, видно, и там отношение к нацистскому прошлому поменялось, вновь, на новом историческом витке, реанимировался заказ на воспитание в молодых немцах, солдатах НАТО, ненависти к России и русским.
К тому же и с нашей стороны подаются сигналы о готовности к пересмотру «проклятого прошлого» в виде таких фильмов, как «Сволочи» (сценарист Владимир Кунин перед премьерой получил вид на жительство в Германии) и «Штрафбат». «Смотрите, – с полным правом могут сказать создатели реваншистского немецкого фильма, – русские сами изображают себя недочеловеками, не способными защищать собственную страну, но зато готовыми на любые зверства!» Это у нас же на государственные миллионы снимают «Цитадель» и показывают по госканалу 22 июня.
Из этой же серии фильм «4 дня в мае», созданный совместно немецко-российскими кинематографистами. В нем советские солдаты готовятся захватить немецкий детский приют и надругаться над его слепыми воспитанницами, но им не дают «хорошие русские» вместе с «хорошими нацистами».
Показ пасквиля на Советскую армию по НТВ накануне Дня Победы в прошлом году удалось отбить только благодаря возмущению российской общественности. Создается впечатление, что эти фильмы снимались тоже по чьему-то политическому заказу. Не говорю – оплаченному, хотя и этого нельзя исключать.
Да разве только в кино искажается и порочится образ советского солдата, всеми силами и средствами стирается у народа память о героических делах «матерей и отцов»! Разве не наши псевдоисторики и «как бы писатели» несут бездоказательную чепуху про предвоенный «сговор с Гитлером», про то, что противника мы «просто завалили трупами», про «миллионы изнасилованных немок»? Не пуще ли немцев шарахается наша политическая и интеллектуальная элита от слова «Сталинград»? Не российские ли некоторые учебники истории заполнены «альтернативными фантазиями», списанными с западных матриц, а то и выдумками геббельсовской пропаганды?
Ряд общественных организаций Польши уже обратились к главе своего МИДа Радославу Сикорскому с требованием принять меры против показа и распространения клеветнического телесериала в стране. Посольство Польши в Берлине обнародовало в газете Bild письмо протеста. Наш МИД на фильм пока не отреагировал. Молчит и Союз кинематографистов.