«Время для подведения итогов»

@ <a href= http://rus.ruvr.ru target=_blank>rus.ruvr.ru</a>

19 марта 2013, 18:16 Мнение

«Время для подведения итогов»

20 марта 2003 года, десять лет назад, Соединенные Штаты начали крупнейшую военную авантюру в своей истории, вторгнувшись на территорию суверенного государства по надуманному предлогу. Десятилетний срок – хорошее время для подведения итогов.

Алексей Пилько Алексей Пилько

старший научный сотрудник исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат исторических наук

20 марта 2003 года, десять лет назад, Соединенные Штаты начали крупнейшую военную авантюру в своей истории, вторгнувшись на территорию суверенного государства по надуманному предлогу. Результатом этого стал коллапс целой страны, гуманитарная катастрофа и десятки тысяч погибших мирных иракцев (по разным подсчетам, от 100 тыс. до 1 млн человек). Официальные потери вооруженных сил США составили около 4,5 тыс. погибшими (32 тыс. получили ранения) и стали самыми высокими со времен Вьетнама.

На иракской территории был приготовлен превосходный «питательный бульон» для террористов всех мастей

Десятилетний срок – хорошее время для подведения итогов. Однако до сих пор ни американское правительство, ни законодатели США так и не смогли организовать полноценное расследование того, как Соединенные Штаты оказались вовлеченными в незаконную войну в Ираке, которая нанесла существенный урон как их имиджу, так и финансам страны.

Во всяком случае, пока не слышно, чтобы американские прокуроры занялись детальным, а не формальным, расследованием деятельности инициаторов военной кампании (поставлявших сфальсифицированные данные сотрудников ЦРУ, лгавшего в ООН госсекретаря Колина Пауэлла и других представителей высшего политического руководства США) и их судебным преследованием. Создается впечатление, что эта тема куда менее интересна американским конгрессменам, чем защита бизнесмена-мошенника Уильяма Браудера и формирование пресловутого «списка Магнитского».

Вместе с тем, анализ итогов завершившейся в декабре 2011 года восьмилетней войны в Ираке, несомненно, представляет собой большой интерес. Прежде всего, нападение на Ирак нанесло сильнейший удар по международному праву. Оно стало третьим с момента окончания холодной войны применением Вашингтоном своих вооруженных сил в обход ООН (после операций в Боснии и Югославии). Однако, в отличие от балканских событий, где дело свелось к массированным воздушным кампаниям, война против Ирака привела к его оккупации и свержению местного политического режима. Таким образом, события 2003 года показали, что никакое государство не может чувствовать себя в безопасности, если имеет с США серьезные политические разногласия.

#{image=585938}Спровоцированный американским нападением кризис международной правовой системы, базирующейся на Уставе ООН, привел и к другому опасному результату – постепенному коллапсу режима нераспространения ядерного оружия. Последовавшие сразу после захвата Багдада заявления американских официальных лиц в отношении Ирана и КНДР, которые можно трактовать как призыв «разобраться» с неугодными государствами, послали всем, чья политика не совпадала с пожеланиями США, ясный сигнал – они вполне могут стать следующими. И лучшей гарантией избежать иракского сценария может быть только ядерное оружие. В этой связи международное сообщество может сказать большое спасибо американскому президенту Дж. Бушу-младшему, одному из главных идеологов вторжения в Ирак, за появление Северной Кореи в клубе ядерных держав.

Можно также отметить и то, что в результате войны на иракской территории был приготовлен превосходный «питательный бульон» для террористов всех мастей, включая и «Аль-Каиду*». После окончания активной фазы боевых действий в Ираке развернулось движение сопротивления оккупационным войскам, в котором, наряду с национально-освободительными силами, приняли активное участие и различные экстремистские группировки, для которых как будто специально создали тренировочную площадку для атак на американских военных.

Закономерным результатом войны в Ираке стал, в том числе, и провал афганской миссии НАТО. Очевидно, что американскому командованию, вынужденному реагировать на непростое положение дел в Ираке, элементарно не хватило сил на Афганистан. Это привело к тому, что талибы сумели восстановить контроль над большей частью этой страны и ограничили полномочия правительства Хамида Карзая районом Кабула. Таким образом, задачи, возложенные на натовский контингент Организацией Объединенных Наций (фактически – международным сообществом, на мнение которого любят ссылаться США), оказались невыполненными.

Наконец, война в Ираке в очередной раз поставила под большой вопрос присвоенное Вашингтоном право называть себя главным защитником прав человека в мире. Факты террора против местного населения (массовые убийства в Мукарадибе и Хадите), применения запрещенного международными конвенциями белого фосфора (бои за Насирию и Фаллуджу), издевательства над заключенными в тюрьме Абу-Грейб и отвратительное судилище над Саддамом Хусейном (ставшее прологом к средневековой расправе над Муаммаром Каддафи) в очередной раз выставили США в не очень выгодном свете.

Впрочем, как это ни странно, среди итогов войны в Ираке можно найти и отдельные положительные моменты. Политическое и военное фиаско Соединенных Штатов убедительно показало, что однополярность, основанная на игнорировании международного права и «экспорте демократии», достаточно условна. И у американской мощи есть пределы.

Нынешний финансово-экономический кризис в США, одной из причин которого являются, в том числе, и колоссальные расходы на  иракскую кампанию, заставил Вашингтон пересмотреть методы реализации своей внешней политики. Тем более что за то время, пока американская военная машина буксовала в Ираке, «подросли» конкуренты, которые не испытывают особого желания признавать безусловную американскую гегемонию. И спустя десять лет после начала иракской авантюры это становится все более очевидным.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ