«Новый Папа»

@ ИТАР-ТАСС

14 марта 2013, 13:41 Мнение

«Новый Папа»

Католическая церковь получила своего нового первосвященника – Папу Франциска. Мировые СМИ «ждут от нового Папы перемен», «надеются, что он избавит Церковь от скандалов». Что касается последнего тезиса, то едва ли это удастся сделать.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Католическая церковь получила своего нового первосвященника – Папу Франциска. Мировые СМИ «ждут от нового Папы перемен», «надеются, что он избавит Церковь от скандалов». Что касается последнего тезиса, то едва ли это удастся сделать. Ведь скандалы сегодня в подавляющем большинстве случаев связаны не с реальным положением дел, а создаются искусственно, специально находятся сомнительные люди, которые жаждут минуты славы, или мстят, или реализуют свои комплексы... А дальше банальная история, которых были и будут тысячи, с которыми давно научились справляться внутри корпорации своими средствами, превращается в диагноз, смакуется, выставляется напоказ и служит средством заработка для СМИ и их владельцев, а также развлекает нетребовательных обывателей.

#{image=705144}Кроме того, сегодня западный мир (и, к сожалению, Россия, унаследовавшая этот порок) с наслаждением смакует пороки и соревнуется в них и средствах их изобретения. Все это оправдывается словами «свобода», «демократия», «либерализм» и т. д. И в этой ситуации всякая структура, государство или отдельный человек, не желающий участвовать в этой ярмарке расчеловечивания, либо обвиняется в том, что он такой же, но хорошо маскирующийся и оттого еще более подлый, и на него ищут (или придумывают) компромат, то есть пытаются заставить быть таким же. Либо, если последнее невозможно, дискредитируют (объявляют сумасшедшим, сектантом, маргиналом, аутистом) и публично изгоняют, превращая в отщепенца. То есть действуют, как компания алкоголиков, обнаружившая за своим столом убежденного трезвенника. С Церковью (как Католической, так и Православной) сегодня поступают именно так. Подводится база (пишутся и мгновенно делаются бестселлерами романы, где Христос происходит неизвестно от кого неизвестно при каких обстоятельствах и ведет такую же непонятную и беспутную жизнь), а дальше наместники Христа, а также их паства закономерно оказываются сборищем развратников, стяжателей и лицемеров. Так что скандалы, скорее всего, все равно будут созданы. На них просто нужно перестать обращать внимание.

Что касается перемен в Церкви, то их необходимость очевидна. Сегодня «распространение нашей нервной системы на всю планету приводит к отмене пространства и времени» (М. Маклюэн). Быстро изменяется традиционная система отношений между людьми – свободно ориентирующиеся в интернете яйца все чаще учат быстро отстающую от жизни и теряющую перья курицу. Личность превращается в набор символов, а все более тесное сосуществование человека с «Информационным разумом» неизбежно ведет к тому, что к 2050 году будут признаны равные права роботов и людей. Ибо уже сегодня многие предпочитают общение с роботом, а не с человеком, считают помогающих по дому роботов женами и мужьями, празднуют дни их покупки как дни рождения и т. д. Сегодня Католическая церковь не успевает осмыслять эти перемены в богословских, христианских категориях, то есть не успевает предложить ответы на сотни возникающих вопросов, принципиально новых вопросов, готовые ответы на которые не найти в библиотеках, а можно только впервые выработать.

Совершенно очевидно, что вал изобретений чего-то принципиально нового сейчас начнет сходить на нет – начавшееся столетие станет временем творческого переосмысления того, что сделано в ХХ столетии, возвращения ко многим традиционным вещам, культурного и образовательного Ренессанса. То есть культурные, интеллектуальные и технические достижения, полученные в результате информационного взрыва, начнут распространяться вширь, захватывая самые разные слои общества, движение вперед замедлится, а культурный и интеллектуальный уровень общества повысится. И этот Ренессанс предусматривает, даже требует Аggiornamento. В противном случае новые правила и новое осмысление реальности будут предложены более высоким, искусственным разумом, а Церковь окажется обречена.

В этой ситуации настораживает возраст понтифика. 77 лет – это те самые годы, когда на любой самый актуальный и неотложный вопрос о переменах обычно следует ответ: «Давай подождем. Куда спешить?» В таком возрасте спешить, и правда, крайне опасно. С другой стороны, Папа – это совокупность самых различных сил, это коллективный разум множества людей, которые смогут осуществить эти перемены, если к ним будет воля. Опыт Иоанна XXIII, примерно в том же возрасте созвавшего Второй Ватиканский (XXI Вселенский) собор и взявшего курс на кардинальные перемены, это подтверждает. На то, что перемен следует ждать, указывает и тот показательный факт, что новый Папа принял имя Франциска и в СМИ его сразу назвали Франциском Первым. И хотя Ватикан уточнил имя нового понтифика, сигнал, содержащийся в имени Папы, был воспринят правильно. Он не хочет быть продолжателем, двенадцатым или шестнадцатым, он хотел бы быть первым, стоять у истоков. Не обязательно при этом, как Франциск Ассизский, становиться «апостолом нищеты» – достаточно стать просто «апостолом», то есть проповедником чего-то нового, меняющего и осмысляющего жизнь тысяч людей. Людей, которые раньше были скептиками или просто равнодушными, которые утратили «дорогу к земле на горизонте», а сегодня получат шанс вновь увидеть себя и свою жизнь, но увидеть по-новому.

Примечательно и сочетание этого имени с тем, что новый понтифик – первый в истории Папа, вышедший из ордена иезуитов. Сочетание имени смиреннейшего Франциска Ассизского, питавшегося милостыней, проповедовавшего птицам и просившего у Христа дать ему испытать все Его муки на Кресте, с идеями безудержного, страстного Игнатия Лойолы, знаменитого «необыкновенными мечтаниями», стремлением к великим подвигам, огромной силой и твердостью воли в достижении намеченных целей, чрезвычайно интересно и необычно. Оно в итоге может дать возможность положить в основу реформ смиренную целеустремленность, богатство нищеты, самое широкое понимание нужд очень противоречивого, хорошо обеспеченного, но абсолютно незащищенного современного человека.

Хотелось бы, чтобы у него получилось.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............