В начале февраля президент РФ Владимир Путин заявил, что в стране должны быть разработаны новые учебники истории для средней школы, «на конкретных примерах показывающие, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур» и без двойных толкований конкретных исторических событий. По его словам, новые учебники следует «построить в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».
История регионов сегодня как бы отдана на откуп краевым, областным, республиканским властям
Нет даже смысла говорить о возможной поддержке или не поддержке данного предложения. Если мы думаем о будущем нашей страны, то инициатива президента – неизбежность, которая произойдет рано или поздно.
Действительно, школьный/официальный курс нашей внутренней истории давно пора реформировать. И одна из причин – то, что он грешит москвоцентричностью, отчасти правильной и справедливой. Безусловно, вся нынешняя Россия выстроилась вокруг одного города – места, в котором принималось немало судьбоносных решений. Москва – собирательница земель русских, да и нерусских тоже. Столица России была и остается центром, вокруг которого объединяются другие территории – словно кусочки шашлыка нанизываются на шампур (кому не нравится аналогия, придумайте свою, их может быть масса). В Москву стекаются деньги, людские ресурсы (как специалисты, так и «пассионарии»), ну и, конечно, власть. Неудивительно, кстати, что люди из провинции рвутся в златоглавую – здесь можно стать успешным: заработать денег или сделать карьеру, а иногда на гребне успеха и вернуться обратно.
Потому утверждение, что Россия – москвоцентричная страна, давно уже превратилось в общее место, и с ним не спорит никто.
Но история Москвы – это скорее история Руси. Не случайно сторонники величать жителей РФ русскими кивают на учебники, утверждая, что история нынешнего российского государства – это история русских людей.
Однако чтобы называться гражданами России, чтобы стать россиянами, нам нужен иной бэкграунд. Иначе мы так и останемся то ли русскими, то ли москвичами (московитами).
Мы никогда не станем россиянами, не создав общей истории – истории всех территорий, ныне входящих в состав российского государства.
- Борис Якеменко: Что такое Россия
- Владимир Лешуков: Война за историю
- Сергей Доренко: Стать новым детонатором
Что мешает нам на этом пути? Как уже говорилось, та самая пресловутая «москвоцентричность», что наносит ущерб истории иных «территорий» нашей страны. Конечно, в учебниках уделяется внимание и другим событиям нашей внутренней истории, но в настолько незначительном объеме, что он даже не задерживается в голове.
А что с прошлым регионов? Почему оно так слабо освещается? Разве на территории нынешней России существовало только Московское царство? А Тверское великое княжество, Булгария, Золотая Орда с Синей и Белой, Великое княжество Литовское? Разве мы, сегодняшние, не потомки людей, что некогда населяли те территории? И разве нынешняя Российская Федерация, подобно полноводной реке, вбирающей в себя ручейки и речушки, не впитала в себя опыт, политическую и этническую культуру всех тех мест?
История регионов сегодня как бы отдана на откуп краевым, областным, республиканским властям, и в то же время потеряна для остальной страны. Регионалам говорят: хотите – развивайте свою историю, не хотите – как хотите. Краеведение – вроде бы и школьный предмет, но чаще факультативный, то есть «золушка» при официальной «большой» истории. Не нужна она большим дядям-чиновникам, ну а школьникам – и подавно. Ведь важность истории родного края постигаешь уже после школы.
Хотя, как уже говорилось, и взрослые не всегда понимают это. Из личного опыта: один известный политолог сильно удивился, когда я говорил ему, что нужно больше знать о прошлом своей малой родины. «А зачем?» – спросил он. И я был поражен, что, будучи политологом и историком по профессии, он не осознает предельно простой вещи: не зная истории территории, на которой обитаешь, не поймешь ни окружающих тебя людей, ни земли, на которой живешь.
Между тем, замечено, что не профессиональные историки (то есть люди, имеющие за спиной лишь школьный курс) частенько поражаются многообразию нашей истории, читая художественные исторические романы, а потом – заинтересовано роясь в справочной и более специализированной литературе. Какие гигантские малоизвестные пласты открываются такому неискушенному исследователю!
Россия в этом плане – просто кладовая. Удивительное многообразие этносов и обществ, поразительное переплетение судеб целых народов. Речь даже не про близкий мне Кавказ, которому это тоже свойственно. Сибирь, Урал, Дальний Восток. Казанцы, вогулы, зыряне, якуты, ительмены, чукчи и другие. Свои верования, свои обычаи, свои зачатки цивилизаций. А сколько пространства для фантазий! Как знать, как повернулась бы судьба этих этносов и территорий, не влейся они в какой-то момент в то государство, что строила вокруг себя Москва. Ну или войди они в состав тех же Новгорода или Твери.
Не зная истинной истории становления государства, не понимая, как взаимодействовали и общались между собой территории, ныне входящие в состав российского государства, разве можем мы понять, что из себя представляет наша страна?
Или мы люди только настоящего? А все, что было сто, двести, триста лет назад – пшик?
Глупо, неправильно так думать. В любой стране это не так, и особенно в нашей. Россия – многонациональная страна, страна территорий. И не зная прошлого этих территорий, никогда страну не поймешь.
Всем известна цитата о том, что историю пишут победители. Если верить ей безоговорочно, то выходит, что в учебниках есть место только для страниц, посвященных победителям. Но разве в истории России были победители и побежденные? Тогда получается, что история Российской Федерации – это история вражды (ибо в категориях победитель–побежденный мыслят только враги)? А мы не враги сами себе!
Да и как же тогда трактовать слова президента о том, что в нашей истории не может быть места двум взглядам на одни и те же события? Ведь победитель и побежденный на одно и то же событие смотрят совсем по-разному. А значит, мы должны дать абсолютно честные ответы на любые эпизоды нашей истории. И, значит, в нашем общем учебнике истории должны быть всякие страницы, в том числе и страницы территорий. Ведь это тоже история нашей страны.