«Возврат в колею»

@ ИТАР-ТАСС

4 февраля 2013, 17:05 Мнение

«Возврат в колею»

Количество горячих точек, устроенных США, сегодня приблизилось к критической черте. США за последние два десятка лет, не сдерживаемые никем, постоянно расширяли зону своего влияния.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

США захотели «вернуть отношения с Россией «в нормальную колею». Об этом вице-президент США Байден сообщил Сергею Лаврову.

США стали «настолько зависимы от происходящего в мире, что кучка фанатиков в горах Афганистана – реальная угроза их национальной безопасности

При этом он подчеркнул, что США «никогда не признают независимость Абхазии и Южной Осетии» и «не согласятся с закреплением за отдельными странами особых сфер влияния» (очевидно, США – это не страна, стремящаяся к закреплению «особых сфер влияния» – Б. Я.). Он перечислил и другие противоречия между РФ и США: по Сирии, ПРО, расширению НАТО, демократии и правам человека. Напомним, что именно Байден стал автором термина «перезагрузка», которая была, по мнению советника Д. Буша-старшего Б. Скоукрофта, всего лишь «полезной уловкой США».

Итак, США захотели вернуть отношения в «нормальную колею». Не задаваясь вопросом, а кто именно вывел отношения из этой колеи, можно констатировать, что едва только Россия повела себя адекватно тем угрозам и вызовам, которые поступали со стороны США, как Америка сразу предложила мириться. Можно вспомнить, как жесткая реакция Ирана на угрозы США и попытки давления привела к такому же эффекту: США перестали угрожать, и война, которая казалась неминуемой, так и не началась.

Почему так происходит? Потому что количество горячих точек, устроенных США, сегодня приблизилось к критической черте. США за последние два десятка лет, не сдерживаемые никем, постоянно расширяли зону своего влияния. В результате количество проблем, угроз, вызовов для США возрастало прямо пропорционально количеству территорий и зон, которые они пытались контролировать и на которые хотели влиять.

В итоге, как отмечал П. Быков, США стали «настолько зависимы от происходящего в мире, что кучка фанатиков в горах Афганистана – реальная угроза их национальной безопасности»: «Кровавая резня на Балканах подрывает их авторитет как мирового гаранта стабильности, а значит, ставит под сомнение жизнеспособность Pax Americana – со всеми вытекающими для США последствиями.

#{interviewpolit}Попытки же разрешить все большее число кризисов: Сомали, Косово, палестино-израильский конфликт, Афганистан, Ирак, Дарфур, ядерные программы Ирана, КНДР, Пакистана, Индии – истощили американскую мощь. Ни по одной из этих проблем реального прогресса добиться не удалось – таков итог пятнадцати лет единоличного американского правления миром».

То есть сегодня наступает время, когда количество конфликтов и горячих точек в мире США неизбежно должны будут сократить до пределов собственных возможностей. А сократить их можно только путем переговоров, ибо уйти – это значит признать свою «цивилизаторскую» миссию проваленной. Таким образом, сегодня начинается, по словам М. Леонтьева, эпоха «замороженных конфликтов». В связи с этим вполне понятна риторика Байдена, который, констатируя необходимость улучшения отношений, тем не менее, подчеркивает, что в целом ряде ключевых вопросов никаких изменений не предвидится. То есть нам предлагается как раз не разрешить конфликт, а заморозить его, оставив, как говорилось на этой же встрече, «практическое сотрудничество в сферах, не вызывающих противоречий».

Еще одна причина происходящего имеет глобальный характер. Очевидным фактом является то, что в мире всегда было две страны, стремившиеся влиять на весь мир: США и Россия. В свою очередь закономерно существенным фактором влияния на внутреннее развитие этих стран, начиная от экономики и добычи сырья и кончая формированием общественного сознания и политикой, были внешние вызовы и угрозы, а также масштаб этих угроз. Является очевидным тот факт, что Р. Рейган победил на выборах президента США в 1981 году во многом именно благодаря той системе отношений, которая сложилась между СССР и США. И будь Россия сегодня такой же, как СССР в конце семидесятых, сегодня президентом США был бы ветеран Вьетнамской войны старый солдат Маккейн, а не лощеный выпускник школы права при Гарварде.

Так же, как и Россия, приняв в 1990-е козыревский курс на сдачу всего и всех, немедленно встала на грань политического и территориального краха (вспомним Бжезинского, который в 1997 году в своей книге «Великая шахматная доска» четко сказал, что Америка является единственно возможным гарантом безопасности мира и все разговоры о партнерстве с Россией – не более чем вредная иллюзия).

А сегодня возрождение «национальной гордости великороссов» во многом связано с обращением к прежнему опыту защиты своих интересов. Поэтому сегодня ужесточение внешней политики России в самых разных областях, начиная от законов и кончая позициями по Сирии и Осетии, чревато для США серьезными деформациями «внутренних органов» государства, а не только утратой некоторых элементов внешнего влияния. И они это понимают.

Если США сегодня действительно хотят решать проблемы и возвращать отношения в «нормальную колею» (Кстати, хотелось бы для начала еще понять, что они подразумевают под «нормой»? 1990-е? Времена Мюнхенской речи Путина? Время Медведева?), они должны не замораживать проблемы, а согласиться решать их. Они должны прекратить попытки использовать Россию как помощника или инструмент для решения собственных задач. Они должны согласиться с тем, что Россия лучше них понимает многие мировые проблемы.

Им стоит прекратить попытки засунуть очень разнообразный и разноцветный мир в убогое прокрустово ложе «всеобщих демократических принципов и прав человека» и реагировать на любые возражения в духе Гегеля, которому если говорили, что наука противоречит его философским построениям, то Гегель отвечал: «Тем хуже для науки». Если им больше не выгодно с нами ссориться, то это значит, что для России наступает время предлагать свои условия.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............