Наиболее скандальное назначение в администрации США предсказуемо затянулось. Республиканцы блокируют утверждение кандидатуры министра обороны Чака Хейгела.
Чисто процедурно утверждение Хейгела состоится, и это практически не вызывает сомнений: демократам требуется квалифицированное большинство в сенате – 60 голосов из 100, они у них есть. Республиканцы лишь «волокитят» процесс.
Вся суть разногласий между Обамой и республиканцами при этом сводится к весьма простому соображению
Тем не менее свирепость, с которой подвергается критике будущий министр обороны, говорит о том, что его неприятие Израиля как главного союзника и убежденность в мирном решении проблемы Ирана вызывают горячее неодобрение у части американской элиты. И Обаме придется учитывать ее мнение. Поэтому политика в отношении этих двух стран, несмотря на то что ощутимо меняется, будет наверняка периодически разбавляться теми или иными шагами, которые будут призваны успокоить кровожадных имперцев.
Вся суть разногласий между Обамой и республиканцами при этом сводится к весьма простому соображению. Республиканцы полагают, что США должны принимать непосредственное участие во всех событиях в мире, а уж если речь заходит о войне, то только США должна принадлежать инициатива в ее развязывании, они должны сопровождать любую войну своим присутствием. Обама гораздо более прагматичен и полагает, что у США вполне достаточно возможностей и мозгов, чтобы делать все то же самое, но не участвуя в этих процессах напрямую.
Пожалуй, весь ход «арабской весны» – это терпеливая демонстрация того, что Штаты способны разносить в щебень целый регион, не тратя жизни своих солдат и экономя процентов 90. Получая в итоге тот же самый, а возможно, и лучший для них конечный результат. Не без определенных проблем, как это произошло с послом Стивенсом, но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
США отчетливо смещают ситуацию на Ближнем Востоке, в Северной и Западной Африке от революций к большой войне. Она требуется тормозящей американской экономике. Она нужна, чтобы надежно перекрыть сырьевые потоки, идущие в Китай. Она нужна, чтобы бросить вниз развитие и финансовые возможности большинства мировых кредиторов, тем самым создав проблемы для китайского экспорта и его угрожающей динамики. Но при этом США хотят не платить за эту войну, а наоборот, получать доход.
И это возможно, но только при условии, что воевать будут не они – и воевать будут американским оружием. Именно поэтому аккуратно и неуклонно Штаты накачивают регион смертоносными штуками, заключив в последние годы контракты на фантастическую сумму в 100 миллиардов долларов. Они даже не препятствуют России в этом процессе – тот же Ирак с его контрактом на 4,2 миллиарда, который заключил в прошлом году Малики в Москве. То, что потом с этим контрактом произошли какие-то нестыковки, никак не отменило его – скорее всего, мы увидели какую-то внутреннюю борьбу в самом Ираке. То ли с кем-то не поделились, то ли еще какие-то туземные заморочки, малопонятные непосвященным.
На роль злодея готовится Иран. Собственно, там ничего придумывать не приходится. Уже сформированы контуры двух противостоящих коалиций – после заявления президента Пакистана о готовности защищать Иран в случае агрессии против него можно с уверенностью сказать, что одна коалиция уже оформилась – четыре шиитских страны: Ливан, Сирия, Ирак и Иран – и примкнувший к ним Пакистан.
Вторая коалиция – это явно Саудовская Аравия, Египет, Тунис, Турция, страны ССАГПЗ. У этой коалиции свои проблемы: горючий материал в виде миллионов обездоленных, которых нужно срочно чем-то занять. В СССР такую публику заняли стройками коммунизма – и канализировали их энергию в созидание 30 лет. Столь уникальный опыт повторить на Ближнем Востоке невозможно – слишком пестрый состав и разваленная госвласть в наиболее проблемных странах. Поэтому этих людей нужно предельно срочно бросить на войну, иначе они разнесут всю округу. И суннитская коалиция сама себя безо всякого Ирана благополучно похоронит.
Кроме того, даже находящийся в блокаде Иран демонстрирует чудеса экономики – он вполне реально становится ядерной и космической державой. Достижения пока скромные – свое ядерное топливо и 120-километровый полукосмический полет обезьянки. Но это в условиях блокады. Что же продемонстрирует Иран, когда блокада будет снята? Уже поэтому тревога аравийских монархий вполне очевидна – такого соперника нужно сбивать на взлёте.
Причин для войны в регионе более чем достаточно – и умный Обама решает вопрос, как именно США примут участие в ней. И как именно они воспользуются её итогами. Для этого ему и нужен внешнеполитический блок, возглавляемый столь же умными и мыслящими в его русле людьми. Именно поэтому Джон Керри, Чак Хейгел и Джон Бреннан целиком и полностью соответствуют воззрениям Обамы в этом вопросе. А республиканцы – просто динозавры ушедшей эпохи холодной войны. Она закончилась. Наступает эпоха Третьей мировой. Пока в региональном варианте. Поэтому их время ушло.