Против переименования Волгограда в Сталинград собрано немало аргументов. «Бросают кость патриотам», «отвлекаловка народа», «суть менять надо, а не вывеску» и т. д. Из последнего, что заметил во френдленте: кто-то взял сводку криминальных новостей из Волгограда – про детей-самоубийц, про элитных проституток и воровство чиновников – и подставил в них «сталинское» название – дескать, глядите, гадко-то как выйдет!
Понятно, что с такой логикой в России вообще нельзя совершать ничего хорошего («голимый пиар для одурачивания народа»), а все русские города должны носить исключительно дурнопахнущие названия: Заплатово, Дырявино, Неурожайка тож, – чтобы, так сказать, соответствовать своему внутреннему содержанию, до краев заполненному коррупцией и проститутками. Стилистически, заметим, это очень близко к русофобщинке типа «прежде чем о космосе и Олимпиаде думать, сперва сортиры научились бы чистыми держать».
Понятно и то, что логика «вам сейчас (Чубайс) жалкий город переименует, а вы, дураки, ему еще и спляшете» тоже не блещет безупречностью – ведь, действительно, «чубайсы приходят и уходят, а русский народ остается – и его история тоже» (посмотрите, кстати, чья это фраза и в споре с кем она была произнесена, вот же ирония).
И все же, кажется, это тот самый случай, когда логику – любую! – нужно оставить в сторонке. Даже ту, в рамках которой одно лишь обсуждение возвращения Сталинграда на карту России трактуется как восстановление исторической справедливости, равно как свидетельство новой степени свободы Кремля от опоясывающих его либеральных пут и проч. Потому что в этом вопросе на первый план выходят совсем иные «энергии» и «смыслы», которые сильнее и важнее любой «политологизированной» логики. Это очень тонкие вещи на самом деле, связанные с такими смутными, необъясненными, неконтролируемыми материями, как «народное бессознательное» или «дух истории». И рассуждать о таких вещах следовало бы не политтехнологам, пиарщикам или журналистам, а тем, кого Проханов назвал бы «духовидцами» и «прозорливцами».
Я к тому, что если переименование все-таки случится, не следует искать за этим графики путинских рейтингов или цинизм отвлекающих медведевских маневров. Потому что это произойдет в силу обстоятельств гораздо более фундаментальных – тех, что управляют жизнью целых народов и эпох. В сравнении с ними любые громкие фамилии случайны, любые частные интенции вторичны. Так было семьдесят лет назад, так будет и теперь.
Источник: Блог Дениса Тукмакова