России нужно брать пример с Украины. Нет-нет! Я против торопливых соглашений об экономическом сотрудничестве. И уж тем более против самовольных захватов административных зданий. А уж насколько я против того, чтобы полицейских били цепями и пугали бульдозерами, и не передать.
Концепция «Россия – европейское государство» вовсе не предполагает кроить быт и нравы страны по лекалам Голландии или Исландии
Но!
Я смотрю и вижу, что протестующие на майдане в подавляющем большинстве не вникают в подробности договора об ассоциации Украины с Евросоюзом, не поощряют силовые акции и отдают предпочтение мирному протесту. Они просто хотят видеть Украину частью Европы и стремятся окончательно порвать с советским прошлым. И это – отличная новость для России. Ведь для того, чтобы сохранить единство славянского мира, нам достаточно просто стать той Европой, которую ищут для себя украинцы.
И, если подумать, такой проект обойдется стране не дороже Олимпиады.
«Россия – Европа: наша духовность, смысловая идентичность, политическая культура со времен Владимирской Руси имеют с европейскими общие корни, а после реформ Петра I напрямую заимствуются оттуда.
Советский строй был одинаково враждебным ко всем народам, которых поработил».
Эти тезисы должны стать основой новой идеологии русскоязычного мира. Они легки для утверждения и трансляции, их очень удобно раскрывать в формате медийного послания, учебной программы или внешнеполитического кредо.
Российские власти после Болотной обладают большим опытом адаптации в ответ на радикальные политические вызовы. Изменение имиджа Москвы, поддержка гражданских инициатив и общественных институтов, заимствование внешних атрибутов открытого общества, таких как, например, прозрачные отделения полиции, бывшие до этого прерогативой новой Грузии, – все это подтверждает: Кремль не видит сложности в том, чтобы постепенно приводить жизнь в России к европейским образцам.
Осталось перенести данный опыт в сферу государственной идеологии и общественных смыслов, став уверенными лидерами в таком начинании на постсоветском пространстве.
Для этого нужно просто набраться смелости и признать, что в 2000-е власть поставила не на ту лошадь: концепции евразийства, особого пути России и культа великого советского прошлого себя не оправдали – они не вызывают сочувствия у молодежи и не добавляют гражданам оптимизма или подъема жизненных сил. Ничего страшного, ошибки случаются.
Главное – вовремя перестать укутывать дохлую клячу меховой попоной и обкалывать ее бесценными стимуляторами со словами: «Вставай, родненькая! Пробегись и покажи ИМ!» Мертвая кляча уже никому ничего не покажет, будущее за львами и единорогами.
Начать придется с десоветизации – радикальной зачистки повседневности от советских политических образов. Простым сносом нескольких памятников Ильичу тут не обойтись. Похороны Ленина, демонтаж всех статуй коммунистических вождей, смена названий публичных мест, побелка Кремля – это обязательные шаги успешного старта. Но для подтверждения искренности начинания ограничиться ими не получится.
Следует где-нибудь в далеком Замкадье создать заповедник советского монументализма, центральное место в котором займет Мавзолей. Только освободив главную площадь страны от красного зиккурата, можно будет говорить о начале нового этапа в жизни России.
Разумеется, все эти перемены не должны сопровождаться агрессией или унижением прошлого. Наоборот, заповедник советского периода может стать центром мирового туризма, а конференц-зал, который по аналогии с ХХС раскинется в подвале Мавзолея, будет готов принять мероприятия сторонников левой идеи со всего света. Для них в верхней части пирамиды можно разместить пантеон портретов и артефактов левых вождей. Ленин, Сталин, Троцкий, Мао, Че, Фидель, Хо Ши Мин... Пусть они бесконечно взирают друг на друга со стен, словно родовые божки синтоистского храма.
Для молодежи и праздных обывателей рядом с заповедником логично построить Ленин-лэнд – большой развлекательный парк аттракционов и исторических реконструкций. В нем каждый желающий сможет почувствовать себя героем фильмов «Штирлиц» или «Рожденная революцией», а самые маленькие посетители будут рады наведаться в дом ужасов «Шалаш в Разливе» или зеркальный лабиринт «Путь коммунизма».
После этих шагов можно будет запускать инициативу «Россия – европейское государство».
Патриоты-ортодоксы, отставить тянуться за валидолом!
Концепция «Россия – европейское государство» вовсе не предполагает кроить быт и нравы страны по лекалам Голландии или Исландии. Тоталитарное единодушие, при котором страны Евросоюза вышагивают маршем под радужным знаменем ЛГБТ, существует лишь в воспаленных умах гомофобов-хоругвеносцев. На самом деле Европе весьма разношерстная, и в Евросоюзе, где все не слава Богу, существует ощутимый запрос на здоровый традиционализм. А значит, Россия способна удивить мир проектом «Европа-2».
Стоит Путину открыть в себе консервативную европейскую идентичность, в глазах традиционалистов планеты он сможет претендовать на лавры Черчилля. Не секрет, что популярность Путина в последние годы растет среди сторонников классических ценностей Америки и Европы.
Для них он образцовый патриот и адепт традиционной политической школы. Действительно, Путин – редкий современный лидер, которому есть о чем поговорить с Папой Римским – символом консервативной части европейского мира. И по многим вопросам их взгляды, действительно, совпадают.
Поэтому после признания своего европейского происхождения России вовсе не придется плясать под дудку Евросоюза. Наоборот, объявив себя наследницей Старой Европы, она сможет организовать новый центр силы, который привлечет к себе всех, кому не по нраву существующее положение дел. Очевидно, что далеко не всем украинцам, которые сегодня в ущерб отечественной экономике стремятся сблизиться с Евросоюзом, случись их надеждам исполниться, понравится то, что они обретут. Для таких людей проект «Европа-2» может оказаться насущной альтернативой.
Заметьте, сегодня для реализации этих планов созданы идеальные условия: все отечественные инициативы последних лет, нацеленные на улучшение имиджа власти, укладываются в формулу «жить, как в Европе», наши спортсмены, певцы, дельцы, которые гордость нации, по факту – вполне себе европейцы с многолетним опытом домовладения и управления местными активами, даже многострадальный АвтоВАЗ своими запатентованными кунштюками пытается поднять из бездны концерн «Рено».
Надо просто активно озвучивать эти факты, сопровождая их правильными разъяснениями.
Самый худший из майданов – тот, что ратует не за конкретные политические требования, а за общее мироощущение. Опыт Украины последних недель наглядно это показывает. И различать это лучше других должны именно ортодоксальные патриоты. Ведь это они годами рассказывают, что Украина с Россией – одно государство с общим населением, разделенным насильно и случайно.
Чтобы победить дракона, надо заиметь своего собственного – вековую целесообразность данного правила никто не отменял. А с драконами, единорогами и львами мы без труда уживемся – слава Богу, это у нас в крови.