Наблюдая за тем, как растут мои дети, я, несмотря на все трудности, постоянно ощущаю радость. В том числе потому, что твердо верю: всех малышей приводит в этот мир Бог, все они – Его дар, какими бы путями они ни родились и попали в нашу семью. Думал бы по-другому – не стал бы им отцом, не разбирая, кто из моих детей откуда. Само зарождение человеческого существа всегда происходит по воле Бога. А то, что именно я хочу и могу воспитать этого малыша, неважно почему оставшегося один на один со взрослым миром, – это тоже Его воля, не так ли?
Как рождение ребенка может быть бунтом против Бога?
В связи с этим я никак не могу принять, да и просто понять позицию по отношению к детям, рожденным от суррогатных матерей, отказаться от крещения которых призывают иерархи РПЦ. Ознакомившись с «Основами социальной концепции Русской православной церкви», я решил еще раз высказать свои мысли по этому поводу.
Там есть жесткие слова: «Суррогатное материнство <...> противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».
В результате такой путь рождения, «не согласный с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданным», поэтому все, кто имел к нему отношение, – грешники; если они перед крещением истово не покаются, что плохо поступили, – все, ребенок крещен быть не должен до сознательного возраста, а там что будет, кто знает. А. Кураев, настаивая на этом, подчеркивает, что «Церковь не предлагает никакого специально религиозного, догматического обоснования своей позиции по этому вопросу».
Правильно, что не предлагает, а то каким оно могло бы быть? Рождение ребенка не соответствовать замыслу Творца не может. Так или иначе Он привел его в мир, а те, кто теперь за него отвечает, мама и папа, обязаны ужаснуться тому, что получилось? Иначе ребенок не получит благодати крещения, и этот комочек, который и знать не знает, что за шум вокруг него, будет отвергнут, на него однозначно будет переложен грех родителей, если уж это грех? Ведь его душа останется некрещеной, не родительские.
Факт рождения такого ребенка – это ни много ни мало «бунт против Бога, очень веселый фашизм» (Дм. Смирнов), «совершившееся греховное деяние», «обман Бога», богоборчество, «наравне с ядерным оружием» и т. д. и т. п. Но вправе ли человек решать вопрос о границах в лечении бесплодия – ведь ничто не может свершиться без Его воли? Послушайте, а как вообще можно обмануть Бога? Он всеведущ. А как может быть рождение ребенка бунтом против Бога? Я не понимаю этого в принципе. Ахинея какая-то.
Представьте себе ситуацию не 2000 лет назад, а сегодня. Иисус строго смотрит на малыша, пришедшего к нему, отворачивается и спрашивает у родителей: «А как он рожден? Он не испытывает кризис самосознания? Вы покаялись?» Нет. Не могло такого быть ни тогда, ни сейчас. Бог есть любовь, любовь к грешникам, которые этой же любовью, а не одним страхом придут к покаянию. И безграничная любовь к детям, которых чем больше, тем лучше, – они напоминают об этой любви взрослым.
Если суррогатное материнство разрушает родительские чувства потому, что мать «не носила», тогда как быть усыновителям?
«Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», – пишет святитель Тихон Задонский, да и давно это народная мудрость. Вопрос может быть в другом: кто и по каким мотивам становится «суррогатными» и «биологическими» родителями, какими они будут воспитателями? Но это вопрос не к ребенку в любом случае. И не только к этим родителям – ко всему обществу.
Я рассматриваю суррогатное материнство как, возможно, крайнее средство в борьбе с бесплодием. Здесь не должно быть места врачебной коррупции, голому бизнесу и лишь большим деньгам тоже. Серьезное отношение к нему абсолютно необходимо.
Все остальное: дети звезд, гомосексуальных пар, дети для престижа и тому подобное – не имеет отношения ни к сути этого пути рождения ребенка, ни тем более к нему самому. Это не дело Бога, а наши, людские, дела и пороки, их надо обсуждать и решать. И это мы можем. Тогда и суррогатное материнство не будет «угрожать» ничему и никому, но наравне с привычным путем появления детей принесет кому-то счастье. Кто против?