«20 пуль для одной женщины»

@ romanavdeev.ru

31 октября 2013, 12:05 Мнение

«20 пуль для одной женщины»

Популярность Индиры Ганди, помноженная на харизму отца, была очень велика. Однако Индира не всегда чувствовала в политике границы возможного. Как последнее средство борьбы с бедностью она инициировала принудительную стерилизацию.

Роман Авдеев

владелец Московского Кредитного Банка

Ни одного зарубежного лидера в СССР так не любили, как Индиру Ганди. Конечно, был еще и Фидель, этакий каудильо-романтик, но он все же «свой», да и Кубу не сравнить с Индией.

Упиравшихся индусов, которые до конца не понимали, как это делается, пачками лишали возможности оставить потомство

Тут и история, и богатства раджей, и болливудское кино, а если серьезно – Индия в пору раздора с Мао рассматривалась как серьезная альтернатива Китаю в нашей азиатской ориентации.

И сама Индира немало сделала для сближения с СССР, к тому же ее лозунги борьбы с бедностью, национализации, преодоления сепаратизма вызывали у наших тогдашних лидеров большие надежды на приручение с помощью этой обаятельной женщины всей современной Индии – страны с большим потенциалом и вовсе уже не столь патриархальной, как во времена ее отца Джавахарлала Неру.

Он был первым лидером независимой Индии, он ее фактически создал как государство, но дальше ее повела Индира, что было довольно-таки необычно для самих индийцев.

Женщина во главе пестрого государства, в котором ни одна религиозная община, ни одна каста еще недавно в принципе не признавала равноправия полов.

Но Индира Неру происходила из древнейшей брахманской семьи, чья родословная ветвилась тысячелетиями. Ей позволительно было многое. А она вышла замуж за Фероза Ганди (всего лишь однофамильца знаменитого Махатмы Ганди), который происходил из презираемой в Индии группы огнепоклонников (тех, что покойников грифам оставляли) – это уже был поступок.

По любви или из-за фамилии – сказать трудно. Во всяком случае, муж ей не мешал быть секретарем отца, войти в политику, решать неженские проблемы, объявлять чрезвычайное положение.

Ее популярность, помноженная на харизму отца, была очень велика. Однако Индира не всегда чувствовала в политике границы возможного. Именно она инициировала как последнее средство борьбы с бедностью принудительную стерилизацию.

Упиравшихся индусов, которые до конца не понимали, как это делается, пачками лишали возможности оставить потомство. И Индира проиграла – и эту кампанию, и выборы. Еще бы: по стране ходил броский лозунг «Прогони Индиру, сохрани мужскую силу».

Думаю, что здесь, безусловно, выплеснулся мужской расизм – дама покусилась на святое (сама-то уже давно вдова). Но Индира сумела взять реванш и позже вернулась в кресло премьера.

Однако спокойной жизни ей было не суждено – сикхи-экстремисты объявили ее кровным врагом, когда она ввела войска в Амритсар и в сам Золотой храм, их святыню. После этого дни ее были сочтены, а она даже не могла удалить охранников-сикхов, не навлекая на себя обвинения в преследовании этой воинственной общины.

20 пуль для одной женщины – это слишком много. После ее убийства 31 октября 1984 г. в стране начались невиданные беспорядки, антисикхский террор.

Но все проходит. Сегодняшний индийский премьер – сикх. Среди шума с американской прослушкой его пресс-служба с гордостью заявила, что у премьера нет ни мобильного, ни интернета, так что он не переживает ни о чем.

Как будто ребенок накрыл голову ладонями – хорошо я спрятался? До остальных и дела нет. И это лидер такой страны, как Индия...

Прогнали мужики Индиру, вроде все ничего, но где в Индии хоть одна яркая личность в политике? Где лидер, о котором говорили бы, что он отец или мать нации?

Конечно, всему свое время. Но вспомнить об этой неординарной женщине в такой день хотелось бы.

Источник: Блог Романа Авдеева

..............