Слова саудовского принца Бандара бин Султана аль-Сауда, растиражированные «Рейтерс», выглядят, мягко говоря, скандальными. Принц Бандар сделал заявление, затрагивающее союзнические отношения с Соединенными Штатами Америки, и это явно не по чину – по всем канонам столь содержательную и многозначительную речь может произносить только первое лицо. И более никто.
Однако главный свой козырь, похоже, принц Бандар приберегает на потом
Саудовская Аравия, по словам Бандара, намерена «в корне изменить» свои взаимоотношения с Соединенными Штатами. Причина – недружественная политика Америки в отношении вопросов, напрямую затрагивающих национальную безопасность Королевства. Названы были Бахрейн, «неэффективность» сирийской политики США и традиционный палестинский вопрос.
Тем не менее, совершенно очевидно, что не эти мелкие недоразумения стали причиной столь жесткого заявления. Ирано-американское потепление и их успешные переговоры на виду у всех – вот главная головная боль аль-Саудов, терпеть которую уже нет сил.
Система коллективной безопасности аравийских монархий всегда ориентировалась на внешний источник силы ввиду совершенно объективной невозможности аравийской «шестерки» создать самодостаточную военно-промышленную инфраструктуру. Именно поэтому аравийские шейхи и эмиры опирались вначале на Англию, а затем на США, трезво оценивая свои возможности противостоять внешним угрозам. Сидя на огромной куче песка над бездонными озерами нефти, всегда нужно учитывать мнение соседей, которые могут посчитать несправедливым такой подарок Аллаха каким-то погонщикам верблюдов.
Оккупация Ираком Кувейта лишь укрепила аравийских монархов в этом подозрении. Не укороти США Саддама Хуссейна, он уже, возможно, ввинчивал бы свои вышки по всему восточному побережью Аравии.
Демарш принца Бандара, который пока никак не прокомментирован королем Абдаллой, выглядит совершенно нелогичным и несколько истеричным. Хотя бы потому, что адекватной замены США у Саудовской Аравии в качестве защитника нет. Самостоятельно аравийские монархи обеспечить свою безопасность не могут – особенно в ситуации, когда Бахрейн вообще оккупирован Королевством, и без этой оккупации, вполне возможно, уже года два как был бы республикой. Катар при новом эмире Тамиме за последние несколько месяцев успел в корне изменить свою текущую политику и не может считаться для аль-Саудов дружественным государством.
Наконец, особая (как и всегда) позиция Омана превращает «шестерку» в «тройку», которая ни при каких обстоятельствах не способна справиться со всем перечнем угроз, которые стоят перед нею.
Тем не менее, заявление сделано. Сделано человеком, который на внешней политике и спецоперациях съел не то что собаку, а стадо верблюдов. Истеричкой принц Бандар не был никогда, личная смелость и ум его никем не оспаривается – всё вместе это означает, что он прекрасно понимает значение сказанного и говорит все с холодной головой.
Какие выводы из сказанного можно сделать? Во-первых, скорее всего, существует жесткое противостояние внутри саудовской элиты по этому весьма важному вопросу. Настолько жесткое, что принц Бандар делает свое заявление наперекор всем канонам раньше короля, ставя своих противников внутри династии в крайне сложное положение.
Второй вывод – принц Бандар, будучи личным другом ведущих республиканских семей США и их политическим союзником, не мог сделать свое заявление, не согласовав его со своими американскими друзьями. Что означает – политическая борьба внутри США выходит на новый, еще более высокий уровень. Прямое подключение к ней Саудовской Аравии – это тяжелая артиллерия, без которой у республиканцев уже не получается справляться с Обамой.
Третий вывод – Саудовская Аравия демонстрирует свою собственную «красную черту», за которой она готова отбрасывать все условности и правила по отношению к кому бы то ни было, включая и США. Недавний кризис вокруг Сирии, когда Обаму чуть не вынудили войти в военное столкновение с русским флотом, показал, что возможностей Саудовской Аравии достаточно для организации локальной катастрофы. Уши саудовских спецслужб слишком явно торчат из провокации под Алеппо и в Восточной Гуте.
Чем дальше – тем более похоже, что и за последними терактами в России тоже стоят саудиты. Или, по крайней мере, их деньги. Примерно месяц назад в Россию, по неофициальному мнению российских спецслужб, в адрес боевиков пришли достаточно большие деньги неизвестного происхождения, которые и были конвертированы в неудавшийся теракт в Кировской области и взрыв автобуса в Волгограде.
Однако главный свой козырь, похоже, принц Бандар приберегает на потом. Саудовская Аравия способна повторить свой ход с нефтяной блокадой Запада, которая обрушит дохнущую от кризиса экономику – как Европы, так и самих США.
Об этом ходе сказано не было, однако «коренной пересмотр» отношений с США не может обойтись без подрыва стабильности нефтяного рынка – торговаться можно только с позиции силы, а заявление Бандара стоит рассматривать только как торг, который может перерасти в ультиматум.
Вряд ли Обама пропустит мимо ушей это беспрецедентное заявление одного из самых влиятельных представителей династии аль-Саудов. Причем ему тоже есть что предъявить и ответить. Но это уже совсем другая история.