Чудесные реалии современной жизни. Любое «знание» извлекается за две секунды.
Мыслить значит сравнивать. Нет сравнивания – нет мышления
«Приключение» поиска знания – когда надо перерыть гору книг, когда надо прочесть книгу, чтобы найти то, что нужно – практически невозможно.
Ничего не остается в мозгу в качестве побочных эффектов такого «приключения». Более того, если знание извлекается за две секунды, его не обязательно запоминать и помнить.
Если нечего помнить, мозг не наполняется. Если он не наполняется, то осложняется операция сравнивания – то, с чем имеешь дело «здесь и сейчас», не с чем сравнивать, ведь ничего отдельного от «здесь и сейчас» в мозгу нет.
Мыслить значит сравнивать. Нет сравнивания – нет мышления.
Джон Дьюи когда-то создал блистательную «педагогику прагматизма». Я раскладываю ее (когда лекции читаю) на четыре пункта.
1. Жизнь – это просто последовательность (и синхронность) проблемных ситуаций, в которые попадает человек.
2. Разум – это инструмент разрешения проблемных ситуаций.
3. Разрешение проблемных ситуаций создает опыт, обобщение которого становится знанием.
4. Образование должно быть организовано «как жизнь» – то есть школьники должны помещаться учителем в искусственно организованные проблемные ситуации и... смотри пункт первый, второй, третий...
Отличная педагогика.
Но, увы! Придумана в те времена, когда разрешение проблемных ситуаций (особенно искусственно созданных «для образования») действительно заставляло включать разум (как инструмент), накапливать опыт, обобщать его до уровня знания и даже мудрости.
Ключевым вопросом современной педагогики становится следующий: за счет чего люди могут умнеть в реалиях современного, то есть радикально технологически-преображенного мира?
Вот на какую тему надо писать диссертации и монографии. Тот, кто напишет нормальную «педагогическую книгу» на эту тему (для массового читателя), станет новым Руссо или доктором Споком наших дней.
Источник: Блог Сергея Шмидта