Авиаудар Израиля по Сирии вызвал ряд очень серьезных вопросов. Понятно, что не у всех. На израильских интернет-форумах сейчас трэш, адЪ и Израиль. «Только хардкор!» – кричат в патриотическом угаре жители обетованной земли. Пока не совсем понятно, кого бомбили, что бомбили, а главное – зачем бомбили, но раздувшийся как жаба от гордости за славных соколов израильский электорат не интересуется такими мелочами.
Авиаудар был произведен синхронно с назначением Керри госсекретарём США
В сухих строчках сводок авиаудар Израиля по Сирии выглядит пока довольно мутно. Сирийцы говорят об атаке некоего военного исследовательского центра под Дамаском, западные СМИ говорят об атаке некой загадочной колонны – то ли с ракетами от «Бука», то ли с химическим оружием – в адрес ливанской «Хезболлы». Официальный Израиль вообще хранит молчание.
Все высказанные версии выглядят, мягко говоря, странно. Удар по исследовательскому центру совершенно нелогичен, даже если в нем хранились компоненты химического оружия. Дамаск на сегодня – самый защищенный город Сирии, армия добивает остатки группировки боевиков в Дарайе и перемещается в направлении к Думе, где, по разным данным, сосредоточено около 5 тысяч боевиков, их склады, госпитали, запасы оружия и продовольствия. Собственно, Дума уже практически окружена.
В этом случае беспокоиться за сохранность химического оружия можно, но не нужно – сирийцы сами уже все сделали.
Отправка посылки «Хезболле» и нервная реакция на нее Израиля тоже выглядят донельзя странными. Во-первых, посылали и раньше – откуда у «Хезболлы» оружие? Во-вторых, «Хезболла» уже год как пребывает в расколе по сирийскому вопросу: одна часть выступает за всемерную помощь Асаду, вторая часть рекомендует думать о своих проблемах. Посылать оружие одной группе «Хезболлы» сейчас – наверняка вызвать окончательный раскол в ее рядах, что Асаду совершенно не нужно. Да и ливанская армия уже заявила, что понятия не имеет ни о колонне, ни о бомбежке колонны.
Есть одно обстоятельство, которое пока совершенно не учитывается в СМИ. Авиаудар был произведен синхронно с назначением Керри госсекретарем США. При этом точно так же синхронно с этим непримиримая сирийская оппозиция в лице ее главы Моаза аль-Хатыба вчера заявила о готовности к переговорам с Асадом, то есть то, что она отказывалась делать все два года «революции».
Это означает, что сирийская война подошла к своему переломному этапу. Оппозиция признает, что у нее больше нет возможности добиться своих целей военным путем, и она хочет зафиксировать сложившийся расклад. Пока армия не уничтожила методично все силовые аргументы своих противников. Естественно, кроме оппозиции есть еще и исламисты – радикалы, отмороженные, джихадисты, с которыми никто вести переговоры не будет ни при каких обстоятельствах. После нового расстрела мирных жителей в Алеппо президент Асад пообещал истребить группировку «Фронт ан-Нусра» до единого человека. С такими переговоры не ведут.
Все вместе это говорит о том, что Сирия перетерпела и выстояла. Еще ничего не закончилось, но появился свет в тоннеле. И вот это совершенно не устраивает многих. Нетаньяху в том числе. Просто потому, что окончание войны в Сирии не по сценарию аравийских монархов и Запада означает несомненное усиление позиций Ирана в регионе. Не победу, но серьезное изменение баланса сил.
Нетаньяху не устает рассказывать об иранской угрозе и ядерном оружии. Его не смущает даже то, что и Запад, и США сообщают, что Иран «резко замедлил» свои исследования в ядерной области и не сможет подойти к решению задачи обладания ядерным зарядом ранее 2015 года. Нетаньяху сказал – может уже сейчас. Значит, может сейчас. Ему нужно втравить в войну с Ираном США, которые демонстративно отказываются от этого, а Керри не менее демонстративно говорит о крайней необходимости перевести иранский вопрос в дипломатическое русло.
Удар по Сирии в таком случае должен вынудить Иран вмешаться и делом доказать свои заявления о том, что он готов защищать территорию Сирии в случае внешней агрессии. Иран в таком случае будет представлен агрессором, а Израиль вынудит США вмешаться – бьют-то не кого-нибудь, а союзника.
Говоря иначе, атака Израиля не имеет под собой никаких чисто военных целей. Израильские ВВС не решали никаких военных задач. Цель налета – провокация с попыткой втянуть в ответ вначале Сирию, затем Иран, затем – США.
Что делает умный человек, когда его противник пытается вынудить на какие-то шаги? Правильно. Делает все наоборот. Главное - не делать того, что от тебя ждет враг. Асад пока ведет себя именно как умный человек – он утерся. Точно так же, как утерся в ответ на обстрелы его территории Турцией. «Перетерпим», – сказали сирийцы. И как бы это ни выглядело трусостью, такой ответ наиболее эффективен.
Приоритетом для Сирии сейчас является внутреннее умиротворение. Будут переговоры с оппозицией – значит, через переговоры. Не будут – значит, методично истребляя боевиков. Все остальные задачи носят менее важный характер. И поэтому сирийцы терпят. Понятно, что угорающие в трэше израильские форумы сейчас активно стебутся над сирийцами – «ну, где ваша хваленая ПВО?» Неприятно. Но рисковать главной задачей – умиротворением страны – сирийцы не спешат. И это – самое правильное решение. И очень нужно, чтобы они перетерпели. А ответят потом. Когда решат главную задачу.
Специально для газеты ВЗГЛЯД