«Или как?»

@ romanavdeev.ru

14 января 2013, 13:33 Мнение

«Или как?»

Я не стыжусь своего комсомольского прошлого, и сохранились у меня о нем в основном только приятные воспоминания. Я был активным комсомольцем, но идеологически с этим движением связан мало.

Роман Авдеев

владелец Московского Кредитного Банка

Все чаще и чаще в блоге мне задают вопросы о том, «как Ваше комсомольское прошлое мирно уживается в Вашем сознании с ПГМ, которое Вы так активно пропагандируете в настоящем? Много нагрешили «на пути к успеху»? Грехи не дают покоя? Или как?» или же меня спрашивают, «не надоело нести в блоге юродивую религиозную ахинею и отвлекать людей от насущных проблем современности?»

Я радовался, что родился в этой стране, а не негром в США, и переживал, как им, бедным, там плохо живется

Пожалуй, отвечу на все эти вопросы: «Или как».

Я не стыжусь своего комсомольского прошлого, и сохранились у меня о нем в основном только приятные воспоминания. Я был активным комсомольцем, но идеологически с этим движением связан мало. Безусловно, были совершенно бесполезные партсобрания, отчетные встречи, на которых я регистрировался, а потом пытался с них сбежать, потому что просто не понимал, зачем я должен тратить на это свое время.

Да, были идеологическая трескотня, карьеризм комсомольских вожаков резерва компартии, разного рода показушные акции и т.д. Но ведь было и другое: романтика стройотрядов, возможность общения с зарубежной молодежью (хотя бы из стран соцлагеря), реальная помощь вымирающей русской деревне, что нравилось мне гораздо больше.

Когда я был школьником, мы помогали одиноким бабушкам, от комсомольской организации Московского энергетического института мы поехали в Спитак, где после сильнейшего землетрясения принимали участие в спасательных работах. Хотя администрация института выступала против того, чтобы студенты посреди учебного года куда-то ехали, и заявила, что если экзамены не будут сданы, никаких поблажек не будет и нас отчислят.

Я считаю, что важна не столько форма – комсомол, партия и т.п., а главное то, что человек при этом делает. Я уверен, что должны быть такие организации, которые объединяют молодежь, становятся площадкой для общения, для продвижения новых идей.

С точки зрения коммунистической идеологии я был продуктом того времени, хотя моя семья не была сильно политизирована. Но я отчетливо помню, что во 2 или 3 классе мне снились сны, в которых я радовался, что родился в этой стране, а не негром в США, и переживал, как им, бедным, там плохо живется. При этом сами мы жили в коммунальной квартире, у нас была масса бытовых проблем, но я считал, что нам все-таки лучше, чем им там, в Америке.

А если задуматься, кто из нас в возрасте свыше 40 лет не состоял в комсомоле? Думаю, таковых найдутся единицы. Мы все дети своего времени, своей страны, прошедшие сложный путь мировоззренческого становления.

В советские годы узнать что-либо о Христианской вере было сложно, Библию или Евангелие купить практически невозможно. Только после горбачевской перестройки стала доступной разнообразная религиозная и философская литература. Благодаря этому открылась возможность глубже понять, что такое Христианство, в чем смысл существования Церкви и нашего в ней пребывания.

Что же такого криминального в том, что множество вчерашних комсомольцев обратилось к вере? Любому человеку свойственно искать смысл жизни, это вполне естественный процесс, если только у человека в погоне за материальными благами не атрофировалось полностью стремление к познанию мира духовного.

Думаю, что бывшие комсомольцы, ставшие верующими, выглядят более чем скромно на фоне таких личностей, как св. Лонгин Сотник римский легионер, участвовавший в казни Христа, а затем ставший его приверженцем и отдавший за него жизнь, или преподобная Мария Египетская, бывшая в прошлом блудницей, а затем ставшая великой подвижницей благодаря поразительному по своей силе покаянию. Можно вспомнить и гонителя христиан Савла, ставшего великим апостолом-миссионером Павлом, и нашего русского святого Трифона Печенгского, который в молодости был разбойником и убийцей, а затем, раскаявшись и искупая свои грехи, вел жизнь монаха-аскета и просветителя язычников-лопарей.

По поводу ПГМ... Если я правильно понял, в данном случае имелась в виду аббревиатура, которая сегодня в ходу в кругах, настроенных остро критически по отношению к Церкви и вере, и скрывающая фразу «Православие головного мозга».

Прежде всего, скажу, что считаю данный термин оскорбительным по отношению ко всем верующим – в силу того, что религиозность человека саркастически квалифицируется как диагноз, так и в силу того, что употребляющий эту аббревиатуру подразумевает, что только его собственная и вполне конкретная мировоззренческая позиция претендует на звание истины, тогда как какие-то там верующие суть не более чем больные люди.

Судя по всему, автор вопроса хотел, ставя мне подобный «диагноз», сказать, что, будучи верующим, я слепо следую за иерархией нашей Церкви и не имею своего мнения о том, что касается духовной жизни? Это абсолютно не так.

У меня создалось устойчивое впечатление, что человек, задавший мне вопрос по поводу ПГМ, в своей жизни общался лишь с одной категорией верующих полуграмотными бабушками, ревниво охраняющими подсвечники в храмах, или какими-нибудь хоругвеносцами, которые смысл Христианства видят в борьбе с «жидомасонами» и прочими «врагами Святой Руси».

А между тем Христианство – это, прежде всего, вера любви. И любовь эту Христос, явивший Своей крестной смертью ту ее меру, выше которой не бывает отдать жизнь за других, заповедал распространить даже на своих врагов.

Но разве может быть на свете любовь по принуждению? Христианство немыслимо без свободы человека: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17), напоминал христианам апостол Павел. В этом и заключается подлинная свобода человека: в поступках его ограничивают от совершения зла уже не ветхозаветные запретные заповеди, а та Божественная Любовь, которая живет в его сердце.

Поэтому не надо смотреть на верующих-христиан как на безмолвное стадо, которое должно послушно и безропотно следовать за своей иерархией. У каждого из нас есть не только право, но и обязанность иметь и выражать свое мнение по тому или иному вопросу, которое и ложится в итоге в основу вырабатываемого соборно учения всей Церкви.

Самое время перейти к последним саркастическим вопросам насчет того, много ли я нагрешил «на пути к успеху» и «дают ли мне покой мои грехи». Однако я снова разочарую задавшего их читателя: я не собираюсь выворачивать наизнанку свою душу для этого существует исповедь пред Богом. Могу сказать только одно: как видно из приведенных мною примеров христианской святости, сколько бы ни нагрешил в своей прежней жизни любой человек, для него всегда существует возможность раскаяния. И если оно искренне и нелицемерно, то он всегда получит прощение от Бога. А значит никакие грехи прошлого, какими бы они ни были, омытые водой крещения или слезой покаяния, не будут беспокоить того, для кого они остались в прежней жизни.

Надеюсь, я исчерпывающе ответил на заданные мне вопросы?

Источник: Блог Романа Авдеева