Все чаще и чаще в блоге мне задают вопросы о том, «как Ваше комсомольское прошлое мирно уживается в Вашем сознании с ПГМ, которое Вы так активно пропагандируете в настоящем? Много нагрешили «на пути к успеху»? Грехи не дают покоя? Или как?» или же меня спрашивают, «не надоело нести в блоге юродивую религиозную ахинею и отвлекать людей от насущных проблем современности?»
Я радовался, что родился в этой стране, а не негром в США, и переживал, как им, бедным, там плохо живется
Пожалуй, отвечу на все эти вопросы: «Или как».
Я не стыжусь своего комсомольского прошлого, и сохранились у меня о нем в основном только приятные воспоминания. Я был активным комсомольцем, но идеологически с этим движением связан мало. Безусловно, были совершенно бесполезные партсобрания, отчетные встречи, на которых я регистрировался, а потом пытался с них сбежать, потому что просто не понимал, зачем я должен тратить на это свое время.
Да, были идеологическая трескотня, карьеризм комсомольских вожаков – резерва компартии, разного рода показушные акции и т.д. Но ведь было и другое: романтика стройотрядов, возможность общения с зарубежной молодежью (хотя бы из стран соцлагеря), реальная помощь вымирающей русской деревне, что нравилось мне гораздо больше.
Когда я был школьником, мы помогали одиноким бабушкам, от комсомольской организации Московского энергетического института мы поехали в Спитак, где после сильнейшего землетрясения принимали участие в спасательных работах. Хотя администрация института выступала против того, чтобы студенты посреди учебного года куда-то ехали, и заявила, что если экзамены не будут сданы, никаких поблажек не будет и нас отчислят.
Я считаю, что важна не столько форма – комсомол, партия и т.п., а главное то, что человек при этом делает. Я уверен, что должны быть такие организации, которые объединяют молодежь, становятся площадкой для общения, для продвижения новых идей.
С точки зрения коммунистической идеологии я был продуктом того времени, хотя моя семья не была сильно политизирована. Но я отчетливо помню, что во 2 или 3 классе мне снились сны, в которых я радовался, что родился в этой стране, а не негром в США, и переживал, как им, бедным, там плохо живется. При этом сами мы жили в коммунальной квартире, у нас была масса бытовых проблем, но я считал, что нам все-таки лучше, чем им там, в Америке.
А если задуматься, кто из нас в возрасте свыше 40 лет не состоял в комсомоле? Думаю, таковых найдутся единицы. Мы все – дети своего времени, своей страны, прошедшие сложный путь мировоззренческого становления.
В советские годы узнать что-либо о Христианской вере было сложно, Библию или Евангелие купить – практически невозможно. Только после горбачевской перестройки стала доступной разнообразная религиозная и философская литература. Благодаря этому открылась возможность глубже понять, что такое Христианство, в чем смысл существования Церкви и нашего в ней пребывания.
Что же такого криминального в том, что множество вчерашних комсомольцев обратилось к вере? Любому человеку свойственно искать смысл жизни, это вполне естественный процесс, если только у человека в погоне за материальными благами не атрофировалось полностью стремление к познанию мира духовного.
Думаю, что бывшие комсомольцы, ставшие верующими, выглядят более чем скромно на фоне таких личностей, как св. Лонгин Сотник – римский легионер, участвовавший в казни Христа, а затем ставший его приверженцем и отдавший за него жизнь, или преподобная Мария Египетская, бывшая в прошлом блудницей, а затем ставшая великой подвижницей благодаря поразительному по своей силе покаянию. Можно вспомнить и гонителя христиан Савла, ставшего великим апостолом-миссионером Павлом, и нашего русского святого – Трифона Печенгского, который в молодости был разбойником и убийцей, а затем, раскаявшись и искупая свои грехи, вел жизнь монаха-аскета и просветителя язычников-лопарей.
По поводу ПГМ... Если я правильно понял, в данном случае имелась в виду аббревиатура, которая сегодня в ходу в кругах, настроенных остро критически по отношению к Церкви и вере, и скрывающая фразу «Православие головного мозга».
Прежде всего, скажу, что считаю данный термин оскорбительным по отношению ко всем верующим – в силу того, что религиозность человека саркастически квалифицируется как диагноз, так и в силу того, что употребляющий эту аббревиатуру подразумевает, что только его собственная и вполне конкретная мировоззренческая позиция претендует на звание истины, тогда как какие-то там верующие – суть не более чем больные люди.
Судя по всему, автор вопроса хотел, ставя мне подобный «диагноз», сказать, что, будучи верующим, я слепо следую за иерархией нашей Церкви и не имею своего мнения о том, что касается духовной жизни? Это абсолютно не так.
У меня создалось устойчивое впечатление, что человек, задавший мне вопрос по поводу ПГМ, в своей жизни общался лишь с одной категорией верующих – полуграмотными бабушками, ревниво охраняющими подсвечники в храмах, или какими-нибудь хоругвеносцами, которые смысл Христианства видят в борьбе с «жидомасонами» и прочими «врагами Святой Руси».
А между тем Христианство – это, прежде всего, вера любви. И любовь эту Христос, явивший Своей крестной смертью ту ее меру, выше которой не бывает – отдать жизнь за других, заповедал распространить даже на своих врагов.
Но разве может быть на свете любовь по принуждению? Христианство немыслимо без свободы человека: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32). «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17), – напоминал христианам апостол Павел. В этом и заключается подлинная свобода человека: в поступках его ограничивают от совершения зла уже не ветхозаветные запретные заповеди, а та Божественная Любовь, которая живет в его сердце.
Поэтому не надо смотреть на верующих-христиан как на безмолвное стадо, которое должно послушно и безропотно следовать за своей иерархией. У каждого из нас есть не только право, но и обязанность иметь и выражать свое мнение по тому или иному вопросу, которое и ложится в итоге в основу вырабатываемого соборно учения всей Церкви.
Самое время перейти к последним саркастическим вопросам насчет того, много ли я нагрешил «на пути к успеху» и «дают ли мне покой мои грехи». Однако я снова разочарую задавшего их читателя: я не собираюсь выворачивать наизнанку свою душу – для этого существует исповедь пред Богом. Могу сказать только одно: как видно из приведенных мною примеров христианской святости, сколько бы ни нагрешил в своей прежней жизни любой человек, для него всегда существует возможность раскаяния. И если оно искренне и нелицемерно, то он всегда получит прощение от Бога. А значит никакие грехи прошлого, какими бы они ни были, омытые водой крещения или слезой покаяния, не будут беспокоить того, для кого они остались в прежней жизни.
Надеюсь, я исчерпывающе ответил на заданные мне вопросы?
Источник: Блог Романа Авдеева






























