«Главная задача»

@ из личного архива

6 сентября 2012, 11:21 Мнение

«Главная задача»

Реформа российской системы образования — процесс, ставший за последние годы перманентным. Последние высказывания на эту тему вновь всколыхнули общественный интерес, ведь речь пошла о возможном сокращении числа высших учебных заведений в России.

Владимир Зернов

ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России

Реформа российской системы образования – процесс, ставший за последние годы перманентным. Последние высказывания на эту тему вновь всколыхнули общественный интерес, ведь речь пошла о возможном сокращении числа высших учебных заведений в России. Как сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, общее количество вузов в стране слишком велико, часть из них необходимо закрыть.

Какие критерии будут главными для отбора вузов, которые пойдут «под сокращение»?

Естественно, возникает два вопроса: почему такая ситуация сложилась в российской системе высшего образования, качество которого всегда виделось нам эталонным, и как именно осуществлять это сокращение? Какие критерии будут главными для отбора вузов, которые пойдут «под сокращение»? Ясно уже сейчас, что проблема эта простого решения не имеет, и механизм подобного сокращения или реорганизации вузов еще предстоит выработать.

А пока попробуем понять, почему качество высшего образования в России в последнее время оставляет желать лучшего? А это очевидно: сколько выпускников вынуждены доучиваться и переучиваться после окончания вуза и сколько отечественных специалистов, оказавшихся на Западе, не могут найти работу по своей специальности. Да и динамика изменения положения российских вузов в международных рейтингах тоже не в нашу пользу: в Шанхайском рейтинге за последние два года МГУ опустился с 74-го на 80-е место, а СПбГУ перешел из четвертой сотни в пятую. И других российских вузов в этом рейтинге нет.

По мнению признанного эксперта в области образования, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, причин, приведших к подобной плачевной ситуации, три. Первая – отсутствие здоровой конкуренции между вузами. Вторая – невостребованность специалистов, которые обучаются в институтах и университетах.

Шутка «одни делают вид, что учатся, а другие делают вид, что учат» становится реальностью. Что получается в итоге, каждый может себе представить.

И третья причина – это потеря вузами одной из важнейших своих функций. Во все времена они были не только механизмом по передаче данных, но и источником их генерации. Научная мысль пульсировала в стенах институтов и университетов, а теперь же российские студенты обучаются в основном по переведенным учебникам.

Тем не менее, вузы существуют, готовят специалистов, и их эффективность необходимо как-то оценивать. Эксперты предлагают делать это, рассматривая конкурентоспособность выпускников. Понятно, что есть и определенная специфика нашей страны, где сохраняется дефицит кадров и работу, в принципе, найти достаточно несложно. Поэтому о квалификации вчерашнего студента стоит судить по тому, может ли он сразу после окончания вуза работать по своей специальности (или должен переучиваться) и насколько эффективно он идет по карьерной лестнице. Если вспомнить о том, что главная задача вузов – готовить необходимых для экономики специалистов, такой подход представляется наиболее разумным.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............