«Обсуждению не подлежат»

@ из личного архива

24 сентября 2012, 17:35 Мнение

«Обсуждению не подлежат»

Известный галерист Марат Гельман* предложил для преодоления противоречий между православными и «людьми культуры» провести своего рода переговоры в спокойной обстановке. Не уточняется, что должно стать результатом данных переговоров, но рискну предположить, что предлагается заключить некое перемирие.

Андрей Шмидт Андрей Шмидт

партнер российско-немецкой консалтинговой компании

Известный галерист Марат Гельман* предложил для преодоления противоречий между православными и «людьми культуры» провести своего рода переговоры в спокойной обстановке. Не уточняется, что должно стать результатом данных переговоров, но рискну предположить, что предлагается заключить некое перемирие.

Что может возразить христианин, увидев Надежду Толоконникову в образе Богоматери?

Есть, правда, в этом предложении несколько нюансов. В первую очередь, ведение переговоров подразумевает наличие мандата на заключение каких-либо договоренностей или соглашений. И если со стороны православных выставить переговорщика с мандатом не представляет проблемы, им может быть, например, отец Всеволод Чаплин, то кто станет переговорщиком от лица «прогрессивной общественности»? У кого есть мандат, кто может обеспечить выполнение договоренностей? Наверное, только тот, кто координировал на протяжении последних месяцев нападки на Церковь.

Если такого человека нет, то ведение переговоров не имеет смысла, переубеждать каждого отдельного прогрессивного галериста в том, что патриарх не ест детей, а Церковь – это не инструмент порабощения русского народа, – занятие дорогое и бесперспективное. Каждому христианину и так ясно, что у «прогрессивных художников» еще будет возможность осознать ошибочность своих взглядов. 
Вторая проблема, на мой взгляд, состоит в том, что не очень понятен предмет дискуссии, вернее сказать, его нет вообще.

Ну что может возразить христианин, увидев Надежду Толоконникову* в образе Богоматери? Есть вещи, которые в рамках христианского мировоззрения обсуждению не подлежат, и именно о них призывает подискутировать в спокойной обстановке Марат Гельман. 

Проблема третья, подтверждающая все вышесказанное, состоит в том, что православные миряне пытались неоднократно вступить в дискуссию с «людьми культуры», но те бежали от нее как черт от ладана. 

Православные активисты пришли в Театр.doc, после чего «люди культуры» судорожно стали искать в зале десантников. Отчего такой страх перед дискуссией на собственной площадке и перед камерой? Зал полон вашими сторонниками, на сцене интеллектуальная элита креативного класса, что вам не давало пригласить двух молодых людей на сцену и переубедить их, доказать всем свою правоту и силу аргументов? Ответ прост – знали, что никаких аргументов нет, а тухлые яйца просто не успели заготовить.

«Люди культуры» спасовали перед двумя студентами, назвав их «массовкой», а сегодня вдруг заговорили о спокойном разговоре с представителями Церкви. Если вам нечего было сказать простым мирянам, неужели вы думаете, что вам есть что сказать патриарху?

Я хоть и не разделяю религиозного рвения казаков и хоругвеносцев, но, кажется, дискуссия с «современными художниками» у них проходит в правильном формате. Нагайка, увы, пока доносит аргументы куда эффективнее, чем пустопорожняя болтовня, а самое главное – это понятный и привычный для «людей культуры» способ ведения диалога.

Как только появятся признаки того, что есть готовность к каким-то другим формам общения, можно будет задуматься об изменении формата, но мне пока такие признаки не видны.

 

Специально для газеты ВЗГЛЯД

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............