«Должно быть свое будущее»

@ romanavdeev.ru

21 сентября 2012, 11:23 Мнение

«Должно быть свое будущее»

1150-летие «призвания варягов» в 862 году, отмечаемого как дата начала российской государственности, само по себе весьма условное событие. И хотя сейчас большинство ученых склоняются к тому, что Рюрик все же мог быть исторической личностью, политика и идеология по-прежнему правят бал.

Роман Авдеев

владелец Московского Кредитного Банка

1150-летие «призвания варягов» в 862 году, отмечаемого как дата начала российской государственности, само по себе весьма условное событие. И хотя сейчас большинство ученых склоняются к тому, что Рюрик все же мог быть исторической личностью, политика и идеология по-прежнему правят бал.

Второе тысячелетие не должно зависеть от Рюрика, старого или нового

 На самом деле, скандинавы – кто они? Без них никак? Действительно ли в каком-то славянском племени совсем «порядку не было», так что понадобился князь «со стороны»? И какие права он имел? Правил «по договору», ограниченно или с самого начала как властитель? Насколько вообще можно доверять неоднократно исправленным летописям? Не было бы Рюрика, так, может, пошли бы по вечевому республиканскому пути – и всё-всё стало бы по-другому? И вообще где это было? И когда?

Мне кажется, знал бы об этих нескончаемых спорах сам Рюрик, еще подумал бы, стоит ли порядок устанавливать в земле, которая никак не может разобраться сама с собой. С тех времен и варяги смешались со славянами, и греческих царевен набрали в жены, и с монголо-татарами пообщались, и в Европу обратно окно прорубили.

Вопрос, на мой взгляд, сейчас не в том, кем был Рюрик и кто мог быть на его месте. Тысячу с лишним лет назад родилась, как оказалось, великая держава, началось движение к тому, что мы имеем сейчас.

Но почему иногда кажется, что, по сути, не так много изменилось? Рюрик и его потомки с дружиной рассматривали свои земли как объекты для взимания дани. Приехал князь, рассудил всех, одарил-наказал кого положено, а дальше забрал собранную с людей дань и уехал. И опять все по-старому, до следующего приезда. Одна надежда – когда появится, может, возьмет поменьше, а порядку будет больше.

Где же люди, их желания, их воля, их активность? Не положено? Кем? Почему порядок может навести лишь кто-то со стороны? А если не может, то будет бунт, «бессмысленный и беспощадный»? А что потом?

На многие из этих вопросов трудно ответить однозначно, да и слишком по-разному на них смотрят в Москве, на Урале или в Сибири. Такова наша страна, ее география, ее история на протяжении этого тысячелетия. Но какой бы она ни казалась, она непрерывна, она существует.

Так что, конечно, есть что праздновать. Но второе тысячелетие не должно зависеть от Рюрика, старого или нового. Не те времена во всем мире, чтобы ждать порядка со стороны. Так ведь и чужой можно получить. И пусть в современном мире все взаимозависимо и быстро меняется, но у страны с тысячелетней историей должно быть свое будущее.

И оно зависит от нас. Или не очень?

Источник: Журнал «Diletant»

..............