Сложно найти ещё один такой регион, как Центральная Азия, где подрыв любого из пяти государств способен спровоцировать обвал всей пирамиды. На этом фоне даже Кавказ выглядит зоной мира и безопасности. Поэтому для тех, кто готов подорвать эти «Балканы-3», вопрос состоит лишь в том, какой из кирпичей следует выбить из стены для достижения максимального эффекта.
В Центральной Азии всё может решаться с помощью вооружённой оппозиции
США делают ставку на Узбекистан, который в плане географии имеет наиболее удачную дислокацию, смыкаясь со всеми странами региона: Казахстаном, Туркменией, Киргизией, Таджикистаном. В этом смысле такой универсальной территории в Центральной Азии больше нет. Узбекская база – автоматический контроль всего региона. Вопрос лишь в том, как контролировать: с помощью действующей там власти Ислама Каримова или инициировав появление новой, для начала подружившись со старой.
Сам Каримов как опытный политик должен исходить из простой логики, в которую требования Ташкента к Западу, а также просьбы о неких гарантиях никак не укладываются. Если Каримов сам подготовит вхождение Запада в Узбекистан, то как минимум своими руками лишит свою семью будущего. Но пока что узбекский ход Запада выглядит наиболее простым, естественным и максимально эффективным.
Киргизия лежит на краю региона, являясь самой демократичной, с точки зрения Запада, страной, в том плане, что только здесь нет пожизненных президентов. Но Киргизия, только что опять сменившая правительство, постепенно приближается к новым внутренним потрясениям. Через Киргизию можно влиять на Китай и его планы по монополизации Центральной Азии, однако с точки зрения контроля за Центральной Азией это не самый удачный стартовый стол. Поэтому ещё одна тотальная киргизская революция не решает в региональной проекции почти ничего.
Политическая утилизация Западом Казахстана, казалось бы, решает все проблемы одновременно, Россия ещё дальше отходит на север. Но в этом случае нет ответа на главный вопрос: как поведёт себя сама РФ в случае подрыва прямо под её ногами казахской «мины», не вступится ли за Астану по-настоящему, так как отрыв Казахстана отрубит для РФ весь регион – сразу и навсегда. Поэтому «арабские» методики здесь в чистом виде не пройдут. При этом одним из вероятных способов дестабилизации Казахстана является организация персонального внешнего давления на президента Нурсултана Назарбаева.
Туркмения – и её сырьевой склад – будет подмята через переформатирование Ирана, с помощью которого западная коалиция рассчитывает выйти непосредственно на Каспий. Без иранской заслонки Ирана Туркмения мгновенно окажется беззащитной, так как за неё не вступится никто, включая непосредственных соседей. Поэтому пробовать раскачивать Туркмению изнутри – в значительной степени бессмысленно, дорого и долго, она сама упадёт в руки при стечении обстоятельств.
Через Таджикистан, даже при наилучшем для его оппонентов раскладе, можно подпалить лишь самый край Центральной Азии, что не решает никаких стратегических проблем. При этом мгновенно растёт излишнее напряжение во всём регионе: Казахстан жёстко перекрывает все свои границы, кроме северной, Киргизия и Узбекистан дополнительно минируют кордоны, как между собой, так и с Таджикистаном. При этом наиболее опасным местом является здесь Фергана, которая стоит в эпицентре «турбулентного» сплетения границ трёх государств: Узбекистана, Киргизии, Таджикистана. Удар в эту точку решает много проблем одновременно без всяких революций.
В Центральной Азии всё может решаться с помощью вооружённой оппозиции, которая именно на этой земле имеет давние «боевые традиции». В этом плане она могла бы дать «мастер-класс» как сирийской, так и ливийской повстанческим армиям.
Как и на Кавказе, единственным реальным средством предотвращения падения Центральной Азии являются нетривиальные ходы со стороны самих стран региона. Если бы Ташкент и Душанбе вдруг объявили миру о начале двусторонних, спокойных и дружественных, переговоров по проблеме Рогунской ГЭС, это событие мгновенно сменило бы все акценты и стряхнуло чужие колоды.
Но, к сожалению, цивилизованные враги держат азиатов и кавказцев за примитивных «собак», которые никогда не способны примириться между собой, и на этом железном убеждении строится весь стратегический расчёт. Вот эта самая неспособность самостоятельно договориться – главная угроза для Центральной Азии.
Источник: ИА «REX»