Как-то в одном царстве, одном государстве решили армию переодеть в новую форму, чтоб воевать ей сподручнее было. Позвали лекала разрабатывать и государево центральное заведение по пошиву армейского платья, и купцов из разных гильдий, что в одежде толк знали. Все люди степенные, вроде знающие, ужо подвести не должны были.
Пошили. Переодели армию. Ан беда! Прохладно в новой одежке-то оказалось
В том же царстве-государстве был у царя с царицей портной новомодный, европейского лоску, коий наряды им шил для приемов сановных. Решил царь и его к разработке новой формы привлечь. Начал портной оживленно эскиз за эскизом набрасывать, то вот так предложит халат стрелецкий перекроить, то папаху расплющит на голове и кличет ее словом басурманским – «беретом».
Зашевелились волосья на голове у думных дьяков в оборонном приказе от идей таковых, и стали они царского портного потихоньку от дела оттеснять. Да куды ж им противу воли государя! Еле-еле защитили ту форму, что для учений да походов ратных предназначена от перекроя портного, но пришлось ему пожертвовать формой для балов светских. Однако ж на показах портной не стушевался сим обстоятельством и на все образцы нового армейского платья понавесил бумажек со своим именем. Мол, таланту своего вложил я в пошив немало, имею право на признанье всенародное. Да окромя признанья широких народных масс дайте-ка мне по 5% стоимости от каждого мундира военного. Думные дьяки оборонного приказа малость опешили от таких запросов: это ж сколько сотен тыщ комплектов каждый год изготавливается, да по 5% с каждого! Тут каждую копейку считать приходится. Не дадим!Разобиделся портной на дьяков, стал письма строчить подметные государю-батюшке, что забижает его люд военный, лишает плодов труда интеллектуального. Два года писал портной, пока государь новый, народом на царствие выбранный, не пришел. При нем новомодный европейский лоск видно не ценили и дали портному окончательный отлуп.
Так а что ж с формой-то для учений и походов ратных? Долго над ней трудилось государево пошивочное заведение, купцы разных гильдий. Все рядили как будет лучше. Да подешевле. Не привыкли-то чины военные, что дорого солдата одевать надо.Пошили. Переодели армию. Ан беда! Прохладно в новой одежке-то оказалось. Пока рядили да судили, чтоб подешевле вышло, забыли, что нижнее бельишко у солдата старое осталось, худое. Плохо оно приспособлено под новые заморские технологии, его бы тоже поменять, да все дешевизна проклятая. Да матерьяльчик стали некоторые купцы при пошиве плохонький использовать, чтоб лишнюю копейку урвать себе в карман. Мол, солдат-то все стерпит. Не вышло терпеть, болеть частенько служивые стали, жаловаться на одежонку.
И начали на каждом углу косточки перемывать начальнику оборонного приказа матери, отцы, сестры и братья солдатские за форму новую, неудавшуюся. Осерчал начальник приказа оборонного, призвал купца главного из гильдии, что пошивом занималась, да молвил ему: «Коли не смогли сразу нормально сделать, то доверия моего в крое новой формы вам не будет, купечество. Вот за морями-окиянами солдат нормально одевают, обувают. А ну-ка сделайте точную копию заморской формы, что в мируканском государстве придумана, да будем в нее армию переодевать».
И сделали сию копию, пошили несколько тыщ мундиров да раздали для ношения опытного солдатам в разных поясах климатических. Бают, что в этот раз с формою не прогадали и пока значительных нареканий к ней нетути. Только вот дорога получается новинка для массового пошиву, но второй раз экономить оборонный приказ уже не очень хочет.Конец истории, счастливый али не очень, народ царства-государства скоро узнает.
Источник: Блог Дениса Мокрушина