«Корпорации нового типа»

@ hse.ru

19 июля 2012, 14:42 Мнение

«Корпорации нового типа»

Интернет движется в том же направлении, в котором сто лет назад двигалось радио. Начиналось оно как сообщество радиолюбителей, которые мечтали о том, что все люди всей Земли объединятся в такие радиокружки и будут свободно общаться на любые темы, посвящая свое время творчеству, науке, искусству и т.д.

Кирилл Мартынов

философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»

Интернет движется в том же направлении, в котором сто лет назад двигалось радио. Начиналось оно как сообщество радиолюбителей, которые мечтали о том, что все люди всей Земли объединятся в такие радиокружки и будут свободно общаться на любые темы, посвящая свое время творчеству, науке, искусству и т.д.

Мы сначала обработаем всю информацию в этом мире, потом научимся вам выдавать ее в том виде, в котором вам это нравится, а затем заработаем деньги на рекламе

Через несколько лет в США началось лицензирование радиочастот. И очень скоро какие-то частоты выделили и для радиолюбителей. Очень скоро большинство американцев купило себе радиоприемник, а вот радиопередатчик им не потребовался. И они слушали музыку, развлекательные передачи, новости. И до изобретения телевидения США можно описывать как нацию радиослушателей. И не только США. В Советском Союзе, несмотря на менее высокий уровень дохода, происходило то же самое.

И в интернете люди 10–15 лет назад тоже думали о том, что интернет – это будет для индивидов, для свободных творцов, для людей, которые несут ответственность за то, что они говорят миру и одновременно за ту информацию, которую они из мира извлекают и потребляют. А сейчас интернет превращается в набор развлекательных сайтов, программ внутри этих сайтов, задача которых заключается в том, чтобы все человеческое внимание было сосредоточено на них. Так же, как у телекомпаний задача была в том, чтобы человек не переключался на другую программу.

Фейсбук и Гугл сейчас работают в этом режиме: «Не переключайтесь на другой сайт, оставайтесь с нами». В этом, наверное, ничего страшного нет с точки зрения истории медиа. По сути, мы проходим тот же самый этап, что и с другими масс-медиа в течение 20 века. Просто надо понимать, что мечты об интернет-пользователях как о каких-то особенных людях, обладающих более высокими интеллектуальными способностями и способных самостоятельно формировать свою информационную повестку, – это все-таки мечты. Потому что, на самом деле, нормальный пользователь интернета действительно будет погружен в систему тех предпочтений и фильтров, которую ему предложила его любимая корпорация на основе некоторой предыстории его выборов.

Корпорации нового типа, которые предоставляли бы медийные услуги, уже рождены. Это все те же самые Гугл и Фейсбук. Они не имеют ничего общего ни с телекомпаниями, ни с радиокомпаниями, ни с газетными империями, которые существовали, начиная с 19 столетия. Они возникли буквально на жизни нашего поколения, даже на его взрослой, сознательной уже жизни, за последние 10 лет, может быть, чуть больше. И они являлись медиаимпериями, по сути, они ни на что прежнее не похожи. Многие газетные империи в 20 веке разорились под влиянием конкуренции со стороны телевидения. Такая же судьба ждет, наверное, и некоторые медийные корпорации старого типа, которые не сумеют перестроиться и создать на своих площадках какие-то синтетические формы. Вопрос заключается в том, как эти старые медиакорпорации будут зарабатывать деньги.

Пока наиболее успешная бизнес-модель – у Гугла: мы сначала обработаем всю информацию в этом мире, потом научимся вам выдавать ее в том виде, в котором вам это нравится, а затем заработаем деньги на рекламе. Гугл фактически является медиакорпорацией. Можно сказать, что просто поисковик Гугла – это медиа. Потому что для многих людей это – страница, которую они открывают очень часто в течение дня. И когда они формируют свой поисковый запрос, и им идет выдача, подстроенная под их предпочтения и вкусы, это похоже на некую форму газеты. Изрядно измененной, но, тем не менее, вполне соответствующей своим основным функциям: информировать, развлекать и т.д.

Корпорации уже пришли. Более того, мы уже с ними подружились. Простейший пример нового контента, который создается на наших глазах, – это ваша индивидуальная страница поиска в Гугле. Она ни на что не похожа. Если вы ищете под своим логином, который учитывает все ваши предыдущие просмотренные страницы, все ваши поисковые запросы, предпочтения ваши и ваших друзей в социальных сетях, то страница Гугла индивидуальна. И это новый контент. Это похоже на такую борхесианскую универсальную библиотеку, когда человек заходит в зал, где лежат все книги, составленные из всех возможных  комбинаций символов. Там по определению нет ничего нового, поскольку есть просто перечисление всех символов, которые вообще могут встречаться чисто математически. Человек, двигаясь вдоль этой библиотеки, находит для себя что-то новое. И это – новый контент, который кто-то ему создал. Вот ваша страница в Гугле – это тот контент, который Гугл нам создает. Не как профессиональный журналист, а как робот, который обладает возможностями для такой обработки информации, которой ни у кого прежде не было.

Источник: Russia.ru

..............