Сегодня с утра я прочитала новость и очень расстроилась. Говорят, что в Грузии закроют русские школы. Газета «Коммерсант» опубликовала статью о том, что министерство просвещения и науки Грузии дало директорам школ с русским языком обучения устное распоряжение прекратить прием новых учеников.
Чтобы в очередной раз не казаться чересчур эмоциональной, пытаюсь связаться с министром образования Грузии
Вспомнила, как в свое время отдавали в школу меня.
Когда встал вопрос, в какую школу меня отдавать, у моей мамы, которая по национальности армянка, никаких сомнений не было: конечно же, в грузинскую! Она очень переживала за то, что я буду ощущать себя неполноценной грузинкой. Ведь и у мамы другая национальность, и дома мы часто говорим по-русски, да и знание грузинского языка для того, чтобы быть полноценной грузинской девушкой, было просто необходимо.
Так сложилось, что накануне 1 сентября мой папа был в командировке. А как раз до поездки он говорил о том, что его, чистокровного грузина, принципиальное желание, чтобы я получала образование в русской школе. Пока его не было, под шумок мама решила отдать меня в грузинскую школу. Дед вроде тоже дал согласие. Родственники все нарядились, и вот меня, при полном параде, с бантами, под белы рученьки повели в грузинскую школу.
Но тут в самый неожиданный момент появился мой папа, внезапно вернувшийся из командировки, со словами: «А куда мы, собственно говоря, идем?» Мы сказали, что идем вот в эту прекрасную грузинскую школу, которая находится рядом с нашим домом. Он сказал: нет, в прекрасную грузинскую школу мы не пойдем. Почему? По той простой причине, что свой язык, свою культуру и письменность я буду знать прекрасно и так. И он не допустит, чтобы его дочь, Тина Канделаки, не знала родного языка. А вот русский язык и русскую культуру выучить стоит хотя бы для того, чтобы расширить кругозор и, как тогда сказал мне мой папа, «не вырасти мещанкой».
Поэтому под белы рученьки, с бантами, под барабаны, прославляя по пути всех родственников и попивая грузинское вино, родня отвела меня в 121-ю среднюю школу, которая находилась, как сейчас помню, в восьмом полку – так назывался наш район. И с этой, собственно, школы и началось мое образование, о чем я нисколько не жалею. Я и правда читала грузинскую литературу и грузинский язык выучила, всегда гордилась своей национальностью, своим языком и своей культурой. Но русский язык дал мне возможность расширить горизонты и выбирать между тем, где жить и где строить карьеру. Одним словом, дал гораздо больше выбора, чем если бы ты знал только грузинский язык. Большое влияние на формирование моей личности оказала литература, а ведь книги даже таких великих писателей, как Оруэлл, в моем детстве, к сожалению, можно было прочитать только на русском языке.
#{ussr}Конечно, можно объяснить все происходящее просто: Михаил Николаевич так решил, потому что он ориентируется на англоязычный мир. То есть если бы меня вели в школу сейчас, у моих родителей был бы выбор между грузинской или английской школами. Даже в грузинских школах сейчас больше часов английского языка, чем в мое время. Наверное, Грузии и правда дают гранты, грузинским детям дают возможность учиться за границей, в Америке, где образование гораздо более качественное. Но как человек, ведущий бизнес в Москве, могу вам сказать, что количество западных специалистов, которые хотят сейчас устраиваться на работу в России (в Москве и в других городах-миллионниках), все больше и больше. Почему? Потому что в России большие возможности и при этом не так много профессионалов. А во всем мире конкуренция такая высокая, что надеяться на то, что когда-нибудь Morgan Stanley возглавит грузин, чрезвычайно самонадеянно. Кстати, российские банки грузинам создавать и возглавлять удавалось, и не раз, равно как и заработать большие деньги. Поэтому, как говорится, сами выбирайте – или шашечки, или ехать.
Чтобы в очередной раз не казаться чересчур эмоциональной, пытаюсь связаться с министром образования Грузии Дмитрием Шашкиным, который сможет подтвердить или опровергнуть данную информацию.
Источник: Блог Тины Канделаки