За президентскими выборами во Франции, первый тур которых пройдет 22 апреля, российские власти могут наблюдать абсолютно спокойно. Кто бы ни выиграл, отношениям двух стран ничто не угрожает – Париж как был, так и останется одним из ключевых партнеров Москвы в ЕС, а часто и лоббистом ее интересов.
Избирателю, проголосовавшему на двух разных участках, грозит штраф 15 тысяч евро
Это не американские выборы – 2008, когда «голубю» Бараку Обаме противостоял последний рыцарь холодной войны Джон Маккейн, друг Михаила Саакашвили и борец с «российским империализмом». Наблюдая за выборами в США, понимаешь, как важна роль личности в истории. Следя за французскими, убеждаешься: сколь бы эта роль ни была велика, стратегические интересы всё равно одерживают верх.
С Францией всё предсказуемо – без резких скачков и неприятных сюрпризов.
Если выигрывает Николя Саркози, продолжится нынешний курс Елисейского дворца. Кремль он вполне устраивает. Владимир Путин установил с президентом Франции тесные, доверительные отношения, которые прошли испытание грузинской войной 2008 года. Тогда во многом благодаря именно Саркози, председательствовавшему в ЕС, Россия и Запад удержались от конфронтации.
Если же победу одержит Франсуа Олланд, личной дружбы с Путиным может и не сложиться. Лидер социалистов – более сдержанный, менее импульсивный и эмоциональный человек, чем Саркози, труднее сходится с людьми. У Олланда – иной имидж. Он ближе к классическому стилю французских президентов последних десятилетий – Жака Ширака, Франсуа Миттерана, Валери Жискар д'Эстена. Меньше импровизации, меньше игры на публику, больше солидности и опоры на традиции. А особые связи с Москвой – это уже традиция французской дипломатии. Никто из ведущих политиков-социалистов не ставит их под сомнение.
А вот демонстративный «американизм» Николя Саркози едва ли перейдет по наследству к Франсуа Олланду. Опять-таки из-за того, что не слишком соответствует французской политической традиции. Париж всегда был в легкой оппозиции к Вашингтону, фрондировал, отстаивал свою особую точку зрения – особенно в арабском мире. Классический пример – отказ Жака Ширака поддержать войну в Ираке.
При Франсуа Олланде эта фронда может вернуться. И едва ли в Кремле будут сильно горевать по этому поводу.
В общем, выборы президента Франции для Москвы – беспроигрышные. Можно не волноваться и спокойно наблюдать за торжеством французской демократии. Ну и учиться, конечно, перенимать передовой опыт. Во Франции, например, избирателю, проголосовавшему на двух разных участках, грозит штраф 15 тысяч евро или два года тюрьмы. О том, что можно голосовать не на двух участках, а на двадцати, французы, похоже, не догадываются.
Специально для газеты ВЗГЛЯД