Экономика Франция стоит на втором месте в еврозоне, больший вес имеет только Германия. Обе эти страны имеют сходную структуру экспорта. В нем преобладают машины и оборудование. До недавнего времени принято было считать, что на двух этих странах держится ЕС, а мощь их совокупной экономики – надежная гарантия того, что Европа сможет побороть рожденные мировым кризисом проблемы. Но так было лишь до начала года, пока ситуация во Франции не стала ухудшаться.
Трещина в одном из двух столпов экономики и финансовой системы Европейского союза найдена
2008–2009 годы оказались для Франции непростыми, но 2010 год принес улучшения. Они были связаны с глобальным оживлением, рожденным финансовой стабилизацией. Ее достижение главным образом лежит на совести США и Федерального резерва. Увы, медленное улучшение французских экономических показателей не переросло в подъем. 2011 год подвел черту под надеждами экономистов-оптимистов. Банк Франции свидетельствует: четвертый квартал минувшего года отметился нулевым ростом ВВП. Статистическое бюро Франции отмечает, что рост ВВП в третьем и втором кварталах составил 0,3% и 0,1% соответственно.
Статистика Франции еще не выглядела тревожно в первом квартале 2011 года. ВВП страны увеличился на 0,9%. Момент ухудшения для экономики Франции наступил одновременно с остальным миром: весной, вместе с падением рынков и переходом их в застойное состояние. Национальное статистическое бюро Insee отмечает, что в ноябре прошлого года увеличение промышленного производства во Франции по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составило 2,2%. Даже этот скромный результат может вызвать сомнение, если сопоставить его со статистикой безработицы. Отчет министерства труда Франции сообщает, что за 2011 год уровень безработицы поднялся на 5,6%, добравшись до 9,6%. Только за декабрь прошлого года безработица выросла на 1%. За прошлый год 1,61 млн французов не сумели отыскать постоянного места. Есть основания ожидать дальнейшего роста безработицы во Франции.
В первый месяц этого года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило рейтинг Французской Республики. Стране был присвоен негативный прогноз. Возмущенное заявление властей ЕС о том, что Европе давно пора иметь собственное рейтинговое агентство, никак не может застраховать Францию от дальнейшего роста затруднений. Можно ожидать, что в текущем году проценты по долговым бумагам республики возрастут, а экономическая статистика Франции ухудшится. Нетрудно догадаться, какое влияние это будет иметь на общую ситуацию в еврозоне и Евросоюзе. Трещина в одном из двух столпов экономики и финансовой системы Европейского союза найдена.
Предложения Владимира Путина по развитию социальной политики вызывают у западных политиков недоумение. 29 января Николя Саркози появился сразу на шести французских каналах и сообщил, какое будущее ожидает французов. Помимо его старой мечты увеличить пенсионный возраст с 60 до 62 лет, в дело пустят и иные меры, заимствованные из рецептов лечения Греции – антикризисных стандартов ЕС. Французов ожидает повышение косвенных налогов. Власти примутся увольнять государственных служащих. Саркози в своем выступлении сделал упор на том, что ему предстоит неблагодарное дело – вытаскивать страну из кризиса, если французам придется затянуть пояса, то это необходимо и иного пути якобы не существует. Президент не стал распространяться о том, сколько сотен миллиардов евро было брошено в его правление на поддержку французских банков. Саркози невыгодно вспоминать, что именно таким путем государственный долг Франции вырос до опасного предела. Зато президент не стал скрывать проблем в экономике.
#{intervieweco}Французам готовят шоковые меры. Руководство компаний получит право сокращать заработную плату, если посчитает, что занятость работников понизилась. Саркози требует, чтобы трудящиеся «добровольно» соглашались на сокращение оплаты труда, иначе их будут увольнять. Даже если правительство продавит эти меры, безработица во Франции не сократится: снижение уровня доходов породит сужение внутреннего рынка страны, что, как показала Греция, породит новые меры «жесткой экономии», а следом дальнейшие ухудшения. Увольнения во Франции в 2012 году затронут не только государственный, но и частный сектор.
Происходящие в экономике Франции ухудшения рискуют быстро довести страну до острого долгового кризиса. Именно это более всего беспокоит власти. Еще два столетия назад Франция заслужила прозвище страны банкиров. Правительство республики не перестает им помогать, в острый период кризиса оно сделало очень много для поддержания финансового сектора. Европейское статистическое агентство отмечает, что госдолг Франции в 2011 году увеличился до 1,688 трлн евро (85% ВВП), тогда как в 2007 году он составлял только 1,21 трлн евро. Рост государственного долга защитил многие французские банки от краха, но теперь банкротство угрожает самой Франции.
Французские власти предполагают сократить в 2012 году дефицит бюджета до 4,5%. В 2011 году он составил 5,7% ВВП. Правительство рассчитывает выжать из Франции 13 млрд евро дополнительных доходов. Саркози настаивает на пересмотре – отмене 35-часовой рабочей недели. Шаг этот еще больше усилит безработицу, а бюджетный проект вряд ли будет реализован. По опыту Южной Европы можно сказать, что урезание социальных расходов, повышение налогов и увольнения ведут к снижению бюджетных поступлений и к обострению долговых кризисов. Однако отказываться от жесткого неолиберального рецепта Саркози не собирается, и итог этого курса известен заранее.
Может показаться странным, почему власти Франции, понимая, что придут к «греческим результатам», будут действовать по той же методе. Виной всему не только страх потери управления колоссальным долгом, но и желание получать для сохранения финансового равновесия твердые деньги. Экономикой и французами будут жертвовать ради банков, ради стабильной выплаты процентов по государственным облигациям. Но много ли значат все эти выкладки в сравнении с тем, куда движется Франция?
Специально для газеты ВЗГЛЯД