«Люди «я»

@ vesti.ru

24 февраля 2012, 22:12 Мнение

«Люди «я»

Сделала подборку разных новостей и статей на тему интернет-зависимости. Думаю, нам, любителям соцсетей, надо задуматься. Психическое расстройство под названием «интернет-зависимость» реально существует, это не выдумка для обеспокоенных родителей и напуганных твиттер-революциями политиков.

Светлана Журова

депутат Госдумы, олимпийский чемпион

Сделала подборку разных новостей и статей на тему интернет-зависимости. Думаю, нам, любителям соцсетей, надо задуматься.

Певица Анита Цой написала в своем микроблоге, что чуть не умерла на Килиманджаро, потому что не могла выйти в Интернет. Уже многим известно, что Анита страдает самой настоящей интернет-зависимостью, и для нее отсутствие связи со своими читателями в Twitter подобно смерти.

Конечно, психологи называют это расстройством, а Библия называет это грехом гордости

Скорость современной жизни оценивается в 2,3 слова в секунду.

Интернет-зависимость

Ученый Роджер Бон из Калифорнийского университета в Сан-Диего подсчитал: органы чувств человека, живущего во втором десятилетии XXI века, ежедневно «бомбардируются» по меньшей мере 100 000 слов из Интернета, радиоприемников, плееров, с телеэкранов и рекламных объявлений. Это все равно что прочитывать за день роман в 350 страниц.

Беспрерывный поток информации, обрушивающийся на нас, впору сравнивать с новым Всемирным потопом. Измеряя его интенсивность, доктор Бон и его коллеги оперируют зетабайтами. В одном зетабайте триллион гигабайтов. Да-да, уважаемые читатели «Вредновостей», если мы не одумаемся, то лет через пять на наших компьютерах будут работать винчестеры с такой емкостью. А на шеях висеть терабайтные флешки.

Насыщение мира информацией можно сравнить с тренировкой культуриста, который накачивает мускулы до уродливых пропорций с помощью стероидных препаратов. Такое вмешательство в обмен веществ извне, как известно любому врачу, вредит организму он перестает вырабатывать собственные гормоны. Не происходит ли нечто подобное с человеческим мозгом, вот в чем вопрос. Не превращают ли зетабайты слов, цифр и пикселей содержимое черепных коробок в какую-то кашу?

Психическое расстройство под названием «интернет-зависимость» реально существует, это не выдумка для обеспокоенных родителей и напуганных твиттер-революциями политиков. На днях ООН дошла до того, что провозгласила доступ ко Всемирной сети (вернее сказать, паутине) неотъемлемым правом каждого человека на Земле. То есть, Интернет, без которого люди прекрасно себя чувствовали 30 лет тому назад, сегодня настолько же важен, как солнечный свет, вода, пища, возможность работать, зарабатывать, лечиться и отдыхать. Не впитаешь 100 тысяч слов губкой серого вещества за сутки и ты уже лох и ламер, с тобой не о чем говорить, а стране твоей не место в ООН, и ее пора бомбить силами НАТО. Нешто так?

Среди разновидностей информационной зависимости калифорнийские ученые выделили две основных «чумы 21-го века». Это e-mail апноэ (когда человеку не хватает электронных писем и новых сообщений в соцсетях, аки воздуха) и номофобия боязнь оказаться вне зоны доступа мобильной связи.

Информационный потоп провоцирует расстройства сна у тех, кто привык засиживаться у компьютера или играть со смартфоном допоздна. Интернет-зависимые подростки в возрасте от 13 до 18 лет спят на 45 минут меньше, чем рекомендовано в их младые годы, т. е. в среднем 7 часов 26 минут в сутки. А постоянная информационная подпитка вкупе с наращиванием емкости накопителей дисков и флешек приводит, как ни анекдотично это звучит, к сокращению объема природной человеческой памяти. Что, в принципе, излечимо с помощью медикаментов, которые прописывают тем, кто страдает болезнью Альцгеймера.

#{interviewsociety}Во мгновение ока многообещающий мир социальных сетей произвел революцию в нашем способе общения. Досталось даже нашему словарному запасу. Люди вдруг стали «тэгить» друг друга, «твитить» о себе и «лайкать» все, что только видят. Впервые стало возможно иметь «друзей», которых вы никогда не видели. Знатоки языка социальных сетей редко используют полные предложения и даже целые слова (поскольку есть ограничение в 140 знаков). А тем временем такие слова, как «скринейджер», «блог» и «киберхалявство» стали попадать, например, в оксфордский словарь и словарь Вебстера. Интересно подумать, что совсем недавно «серфинг» был только водным видом спорта, а «йеху» – странным типом. Но все это в прошлом.

Социальные сети могут приносить и вред. Если в них нет ничего, кроме беспорядочной болтовни и собственных монологов, то они могут превратиться в демонстрацию эгоизма, необузданности и самовлюбленности. Если вся жизнь человека вращается вокруг них, то он попадает в зависимость от них.

Виртуальное общение

Во-первых, обсудим внешнюю сторону дружбы, которая может возникнуть в социальных сетях. Такая среда способствует построению поверхностных взаимоотношений и отвлекает от настоящих. Вместо развития глубокой дружбы налицо тенденция довольствоваться плоскими и обезличенными отношениями, которые Умайр Хаку называет «тощими отношениями». В своей статье для журнала Harvard Business Review Хаку отмечает: «Вопреки всему восторгу по поводу социальных сетей, Интернет не объединяет нас так сильно, как мы думаем. В своей общей массе он порождает слабые искусственные связи, которые я называю тощими отношениями... Тощие отношения – это иллюзия настоящих отношений». Далее он объясняет, что из-за взрыва так называемой «дружбы» во всемирных социальных сетях само слово «взаимоотношения» утратило свою ценность. «Раньше оно подразумевало кого-то, на которого вы можете положиться. А сегодня оно означает того, с кем вы можете просто чем-то обменяться».

Хаку не одинок в своих выводах. В словах Гервейса Маркама, программиста из Mozilla Foundation, цитируемых на сайте The Sydney Morning Herald, отдается эхом то же самое беспокойство: «Социальные сети мотивируют людей заводить побольше крайне поверхностных отношений дружбы. Я знаю, чем 15 моих друзей завтракают, но я совсем не знаю, с какими жизненными проблемами они встречаются. Если такая тенденция сохранится, то в 2020 году у людей будут сотни подобных знакомств, но останется очень мало настоящих друзей».

Исследователь Марк Вернон в статье для USA Today соглашается с этим: «Хотя социальные сети и подобные им сайты расплодились в геометрической прогрессии, все же они, обеспечивая связь между людьми, не способны ничего дать такому важному элементу человеческого общения, как качество... Такие связи не стоят ничего, кроме простого щелчка мышью, а для развития настоящей дружбы требуется время. Здравый смысл подсказывает, что подобная «дружба» в Интернете сводится к очень поверхностным отношениям». Его совет придерживаться принципов настоящей дружбы прост: «Отложите компьютер, встретьтесь с человеком».

Социальные сети создают иллюзию знакомства со всеми, но все же реальность во многих случаях такова, что никто вам по-настоящему не знаком. Это в свою очередь формирует атмосферу, в которой эгоистические, односторонние отношения буйно расцветают, и где связь в значительной степени является однополярной, состоящей из обрывков фраз вместо глубокого общения.

Не впитаешь 100 тысяч слов губкой серого вещества за сутки — и ты уже лох и ламер, с тобой не о чем говорить, а стране твоей не место в ООН, и ее пора бомбить силами НАТО

Кроме того, это часто отвлекает людей от существующих отношений. Вместо посвящения времени реальным дружеским отношениям, которые у них уже с кем-то сложились, они теперь просиживают часы, общаясь в Интернете с псевдо-друзьями. Это особенно заметно в рамках семьи, на которую постоянно угрожают посягнуть социальные сети, привнося в мир частной семейной жизни чуждые барьеры под влиянием окружающей культуры. В семье для развития духовно здоровых взаимоотношений и библейского мировоззрения необходимо воспитание, сфокусированное на благочестии. Но от этого отвлекают безотлагательные текстовые сообщения.

Гарбли говорит, что зависимость от социальных сетей, подобно алкогольной или наркотической, психологическая, а не физическая. Но он все равно настаивает на серьезности данной проблемы: «Проблема начинается тогда, когда ваша жизнь трещит по швам, когда горят сроки сдачи домашней работы, когда взаимоотношения с людьми требуют вашего внимания, но вы выбираете Facebook* в ущерб всему этому». Похоже, что социальные сайты уже стали своего рода новыми «мыльными операми»!

Конечно, настоящая причина этих проблем кроется в сердце, а не в сфере психологии. Но суть остается той же. В жизни многих американцев количество времени, проводимого ими в социальных сетях, уже вышло из-под контроля. Можно называть это «зависимостью» или нет, но люди впустую тратят огромное количество времени на посещение чужих блогов, просмотры видеороликов на YouTube, чтение публикаций в Twitter и организацию своего профиля.

Выпячивание своего «я» в социальных сетях

Если и есть какое-то слово, которое наилучшим образом могло бы описать то, что происходит в социальных сетях, так это самореклама. Самолюбование, питаемое обновлениями своего статуса и публикациями своих высказываний, является бесспорным фактом. И культурные критики это заметили.

Некоторые ответили на это с юмором. Некоторые усмотрели в этом благо. А другие обеспокоены тем, что социальные сети вызывают психологические расстройства в обществе, например, нарциссическое расстройство личности. (Конечно, психологи называют это расстройством, а Библия называет это грехом гордости.)

Даже большинство пользователей социальных сетей признают, что все в них вращается вокруг саморекламы: «Государственные исследования, проведенные недавно в университете Сан-Диего, подтверждают, что поколение «игрек» – это в действительности поколение «я». Ошеломляющее заключение? 57% молодежи считают, что их поколение использует социальные сети для саморекламы, самолюбования и привлечения внимания к себе». Вот что говорит об этом один британский журналист: «Люди «я» повсюду. Как мужчины, так и женщины. И это миллионы мужчин и женщин... любого класса, возраста и профессии, которые хотят говорить о себе, показывать себя, рекламировать себя, выкладывая приятные, а зачастую и постыдные подробности... Они пишут блоги и твиты, ноют и постоянно шлют вам сообщения. Средства связи бывают разные, но сообщение всегда одинаковое: «Я», «Я, я, я!»

Д-р Лорен Ла-Порта, возглавляющая отдел психиатрии в медицинском центре Святого Иосифа, считает популярность социальных сетей прямым следствием распространения нарциссизма в американской культуре (во многом из-за движения за повышение самооценки в 90-ые годы). В своей статье в Psychiatric Times она отмечает: «Моя точка зрения состоит в том, что эти сайты не приобрели бы такой популярности, если бы не тот факт, что поколению нарциссов нужен был выход. Поколению нового тысячелетия требовался какой-то способ заявить о своей уникальности, о своей особенности, и завоевать внимание и похвалу толпы. Facebook, MySpace, YouTube и Twitter точно подошли для этой задачи».

Один превратившийся в блогера писатель по собственному опыту свидетельствует о таком опошлении. Он пишет: «Вот чем, я думаю, по-настоящему опасны социальные сети и Twitter... Они меняют то, как я обрабатываю информацию. Или, если точнее, я больше не обрабатываю информацию – я просто поглощаю ее. Я бегло прочитываю обрывки сотен статей в день, впитываю много информации, но я редко по-настоящему задумываюсь о ней... Трудные мысли, противоречивые мысли, неприятные мысли, мысли слишком сложные, чтобы втиснуть их в сообщение на Twitter, они получают метку низкого приоритета и отсылаются на задворки моего разума».

Джефф Дайер в статье для The Guardian вторит этому опасению: «Иногда мне кажется, что интернет понемногу отгрызает от меня способность к концентрации; в другое время мне кажется, что он откусывает ее и глотает огромными кусками. Статья на сайте CNBC под названием «Отупляет ли вас Twitter?» завершается отрезвляющим выводом: «Кажется, нам удалось, говоря словами драматурга Ричарда Формана... стать «людьми-блинами» – широкими и тонкими, поскольку мы связаны с таким огромным объемом информации, доступной через простое нажатие кнопки.

Источник: Блог Светланы Журовой

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............