«Мы воспитываем малограмотных лентяев»

@ russia-today.ru

13 ноября 2012, 14:41 Мнение

«Мы воспитываем малограмотных лентяев»

По оценкам учителей, если сегодня провести диктант или контрольную по математике, по любому из предметов будет 30–40% двоек. Это еще раз показывает, насколько неадекватна школьным задачам система ЕГЭ.

Александр Абрамов Александр Абрамов

член-корреспондент Российской академии образования

Закон «Об образовании» написан так, чтобы сохранить образовательную политику последних 10 лет. А самое характерное для этих лет то, что решение серьезных проблем в образовании подменялось эпизодическими действиями по изготовлению неких указов и директив, в которых вообще не затрагивались такие ключевые вопросы, как содержание образования, подготовка педагогических кадров.

Радует, что вопреки всему сохраняются школы, в которых учат и воспитывают детей

Школа в эти годы превратилась в институт натаскивания на ЕГЭ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дошло до того, что в старших классах, в 11-х уж точно, дети не ходят на уроки, так как бегают по репетиторам. Продуманы экзамены плохо – мы воспитываем малограмотных лентяев. Слова Пушкина «мы ленивы и нелюбопытны» в полной мере применимы к современным школьникам.

По оценкам учителей, если сегодня провести диктант или контрольную по математике, по любому из предметов будет 30–40% двоек. Это еще раз показывает, насколько неадекватна школьным задачам система ЕГЭ, по которой двойки получают только 5–6% учеников. В предлагаемом законе ЕГЭ сохраняется.

Все это результат идеологической монополии Высшей школы экономики и диктата Министерства образования, которое протаскивает все их предложения. В принятой программе развития образования до 2020 года не предусмотрены никакие конкретные результаты, а деньги вложены. Бессмыслица.

В начале перестройки проблемы образования широко обсуждались, в 1988 году прошел съезд работников образования, на котором приняли довольно разумную концепцию школы, действовавшую лет 15. С тех пор уже почти 25 лет такие съезды не проводятся, что для демократической страны недопустимо.

Пока профессиональное сообщество не проснется, трудно рассчитывать на какие-то позитивные перемены. Сегодня это сообщество рабски исполняет все предначертания, идущие из министерства.

Мы делаем вид, что сохраняем советскую систему образования, но она давно рухнула – не достигает страна советских результатов в естественнонаучном образовании. Нужно наполнить программу принципиально новым содержанием, создать новые методики, положив в их основу то, что Симон Соловейчик называл учением с увлечением.

Для всего этого требуется время. Что касается закона, то идеальным решением мне представляется создание согласительной комиссии. Есть ведь альтернативный закон, подготовленный депутатом Смолиным, в нем много разумных предложений, но при нынешней монополии Высшей школы экономики и министерства эту альтернативу просто игнорируют. Для того и нужна согласительная комиссия, чтобы внимательно рассмотреть все предложения и выбрать оптимальные.

Радует, что вопреки всему сохраняются школы, в которых учат и воспитывают детей, есть учителя, честно исполняющие свой долг. Но это скорее исключение, а не правило. Общая картина удручающая. Со своей главной задачей – прививать культуру и воспитывать личность – современная российская школа не справляется.

Источник: «Православие и мир»

..............