Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе не отличается от политики в отношении России, политики на Африканском континенте или даже в Европе.
Китай усиливает свою мощь: и политическую, и экономическую, и военную
Политика одна и та же: занять господствующее положение в этом регионе, установить свой политический и военно-силовой контроль. И здесь главным соперником США выступает, конечно, Китай. Китай усиливает свою мощь: и политическую, и экономическую, и военную. И он движется тоже в этот регион, завоевывает там довольно сильные позиции, прежде всего – экономические.
Ведь в ряде стран этого региона – при китайской диаспоре несколько процентов (но не более 10–12%) – он завоевывает позиции в экономике около 40–50%, по сути дела, контролирует экономику этих стран. Китаю просто некуда сегодня выливать эту динамику развития, и он, естественно, расширяется. Это естественный процесс. Он достаточно мощно идет в Африку и Латинскую Америку.
Но этот регион для него очень значим. Во-первых, как мы уже сказали, с экономической точки зрения. Во-вторых, он прирастает актуальностью военной безопасности Китая. Ведь что означает военный контроль США в этом регионе? Это означает, что в любой момент американцы могут перекрыть доступ в китайскую экономику тех же ближневосточных и средневосточных углеводородных ресурсов.
Американцы сегодня уже, по сути дела, контролируют Ормузский пролив, Баб-эль-Мандебский пролив и т. д. Но самое узкое место в снабжении Китая энергетическими ресурсами – это Малаккский пролив. Американцы в любой момент могут заблокировать эту проливную зону, и Китай остается без углеводородов. Т. е. экономика Китая может стагнировать и привести к коллапсу. Это с одной стороны.
С другой стороны, если Китай не будет иметь возможности получать углеводородные ресурсы из регионов Ближнего и Среднего Востока, он непременно обратит свой взгляд в сторону севера, т. е. в сторону Сибири, прежде всего. И здесь у нас появляется общий интерес: противостоять военному контролю, военному усилению США.
Поэтому американцы сейчас наращивают военное присутствие и в Новой Зеландии, и в Австралии, говорят о военных базах и группировки авианосные туда подвигают. Китай пока слабее, но отвечает тем же: авианосец уже свой спустили на воду, усиливают подводный элемент военно-морских сил и т. д. Т. е. там сходятся довольно серьезные политические, экономические и военные силы.
Американцы понимают, что если сегодня не ограничить развитие Китая и его экономики, его военных структур, то через несколько лет (может, десяток лет) он станет первой державой мира. А значит, США утратят свои дивиденды, которые они получают от лидерства через доллар, через кабальные соглашения и т. д.
Поэтому здесь обстановка очень и очень напрягается. И когда мы говорим о Евроазиатском союзе, это выгодно и нам, и Китаю, и Казахстану, и всем другим странам региона. Эта конструкция позволит минимизировать возможность будущей войны в Азиатско-Тихоокеанской зоне и создаст возможность перехода к поиску мирных путей решения этой проблемы. А американцев этот союз подвигнет к тому, что нужно вести себя равноправно по отношению к другим, а не столь нагло и агрессивно, как сейчас.
Источник: Russia.ru