Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия, ректором которой является митрополит Иларион, стала сотрудничать с университетом МИФИ более года назад. Мы установили рабочие связи и в начале этого года на базе МИФИ провели двухнедельные курсы повышения квалификации для преподавателей духовных школ, читающих курсы по основам естествознания, а также по проблемам соотношения религии и науки. В качестве лекторов выступили прежде всего физики, в том числе и из МИФИ, а также из МГУ и других вузов.
Несовместимость физики и религии – это странный стереотип
Это была очень важная встреча церковных педагогов с ведущими отечественными учеными, которая позволила познакомиться с новейшими достижениями и проблемами науки, так сказать, из первых рук. Но это также и первый и необходимый шаг к выполнению другой важной задачи, которая была поставлена Архиерейским собором, – налаживанию качественного, компетентного диалога православного богословия и науки.
Чтобы такой диалог развивался, нужны соответствующие площадки, и желательно, чтобы они были постоянными и максимально приближенными к научным центрам. В качестве одной из таких постоянных площадок и создана кафедра теологии в МИФИ. Причем знаменательно, что это была инициатива университета. То есть заинтересованность здесь обоюдная. И вполне естественно, что возглавить кафедру предложили митрополиту Илариону – не только как ректору Общецерковной аспирантуры и докторантуры и председателю Синодальной библейско-богословской комиссии, но и как известному во всем мире православному богослову.
Кафедра теологии в вузе, в принципе, ничем не отличается по формам и методам своей деятельности от других кафедр. Существует – в открытом доступе – типовая должностная инструкция заведующего кафедрой, в которой его обязанности изложены в 26 пунктах. Главное – это определение общей стратегии, разработка, совместно с сотрудниками, учебных программ, составление планов научной деятельности, общее руководство учебным процессом. Как правило, заведующий кафедрой сам читает какие-то курсы или отдельные лекции, прежде всего, установочного характера. Этой традиции собирается следовать и владыка Иларион.
Создание кафедры теологии в негуманитарном вузе имеет целью сегодня восполнение того вакуума, который еще с советских времен образовался в высшей школе, откуда были радикально изъяты общеобразовательные дисциплины, посвященные религии и богословию. Если, конечно, не считать курс т. н. «научного атеизма» адекватным преподаванием знаний о религии и Церкви. Для ведения содержательного диалога богословия и науки необходимо, чтобы не только богословы знали, что такое наука, но и ученые-естественники в какой-то мере знали христианскую традицию и понимали внутреннюю логику богословского мышления. Поэтому задача кафедры состоит в том, чтобы, прежде всего, дать возможность студентам познакомиться с основами православной теологии в различных ее аспектах.
Митрополит Иларион является автором многих книг, в том числе и двухтомника «Православие», который представляет собой целый свод знаний о Церкви, ее истории, устройстве и вероучении. Эта книга, скорее всего, ляжет в основу различных учебных курсов, которые будет разрабатывать и предлагать кафедра.
Выступая перед Ученым советом университета МИФИ, а затем и перед студентами, владыка Иларион особо подчеркнул, что учебные курсы, которые предложит кафедра, будут строго добровольными. Однако, скорее всего, это будут курсы по выбору, то есть такие, которые включены в общую сетку. Что не исключает возможности и собственно факультативных занятий, то есть дополнительных, которые студенты смогут посещать по своему желанию.
Несовместимость физики и религии – это странный стереотип, действительно до сих пор распространенный в нашем постатеистическом обществе. В данном случае более чем уместен один из главных аргументов в пользу совместимости религии и науки, а именно – указание на тот факт, что как в прошлом, так и сейчас среди ученых, причем творцов науки – немало верующих людей. Есть и ученые, являющиеся одновременно священниками разных христианских конфессий. А среди наших православных священнослужителей, в том числе богословов, существует, я бы сказал, целая и немалая группа тех, кто получил естественнонаучное или математическое образование.
Каким был их мотив, когда они обращались к религиозному мировоззрению и даже принимали решение посвятить себя служению Церкви? Думаю, это происходит тогда, когда духовные и интеллектуальные запросы человека уже не могут быть удовлетворены тем знанием и опытом, которые дает наука, когда человек, размышляющий об устройстве мироздания и смысле своего существования в нем, не находит убедительных ответов, вглядываясь в т. н. «научную картину мира». Религия расширяет горизонт до последних пределов бытия и к тому же восполняет научно-теоретическое мышление таким смыслом и опытом, который является духовно-практическим.
Если кафедра теологии в МИФИ сможет в какой-то мере выполнить эту задачу расширения и теоретического, и «практического» – нравственного и духовного – горизонта, по крайней мере, у некоторых будущих физиков, ее миссия будет исполнена.
Источник: «Православие и мир»