Документальный фильм «Анатомия протеста-2» весьма убедительно (даже для НТВ) доказывает связь российской «несистемной» оппозиции и американских «экспортеров демократии». В США это огромный сегмент политических институтов. А чтобы понять, почему американцы так любят учить других, как надо жить, стоит внимательнее присмотреться к самой истории янки.
Миф насилия» транслируется в массовое сознание американцев через поп-культуру
Наверное, трудно найти более патриотичную нацию, нежели американцы. Причем патриотизм для них – это не унылое заучивание суконного гимна на школьных уроках и напускное любование портретами президента. Американцы любят свою страну весело и задорно, с огоньком.
Мейнстримовые артисты сочиняют на патриотичную тему поп-хиты, а Голливуд снимает блокбастеры. Певица Бейонсе исполнила диско-песенку «Горда быть американкой» (Proud to be an American), быстро разлетевшуюся по интернету.
В какой еще стране мира можно было бы представить, чтобы мейнстримовый артист пел патриотические песни, и они были коммерчески успешными? Ну уж явно не в России.
Такое яркое и эмоциональное выражение глубоких, потаенных чувств – явно наследие протестантской религиозной традиции, этакий отголосок госпелов с их характерной импровизацией и живостью.
Насколько американцы искренне любят свою страну, настолько же во всем остальном мире ее же ненавидят. За последние годы в ходе глобальных опросов жители планеты называли американцев самой неряшливой, ленивой и заносчивой нацией...
Кроме того, согласно ежегодным опросам BBC, именно Америка (правда, на пару с Израилем) лидирует среди развитых стран, вызывающих негативное отношение. По данным мартовского опроса нынешнего года, недолюбливали янки 33% жителей планеты.
Ведь за показным лоском и напускной American dream скрывается жестокая историческая сущность. Американский историк Фредерик Тёрнер всю историю США сводил к «мифу о Фронтире» – границе, проходящей между Великой американской пустыней, между территориями индейцев и землями, осваиваемыми европейскими колонизаторами.
Первые переселенцы, прибывшие на «Мэйфлауэре», воспринимали себя этакими свободолюбивыми миссионерами, призванными нести Свет Божий на равнинные просторы нового континента. Их потомки и вовсе – пассионарии, которым предстояло слаженно противостоять «демоническим» силам, в роли которых они воспринимали коренное население Нового Света.
Историк Ричард Слоткин в одноименной книге, вышедшей в 1971 году и наделавшей много шума в пуританской Америке, выдвинул теорию «возрождения через насилие». Он убежденно доказывал, что американский моральный идеал строится на воспевании насилия.
Чтобы оправдать массовые убийства индейцев и алеутов, в массовом сознании колонистов было «задействовано» мифическое противопоставление двух рас: язычников-индейцев и благочестивых христиан.
При этом само агрессивное освоение Фронтира воспринималось как новая ступень развития христианства (отсюда и название «возрождение через насилие»). Это нация, рожденная детьми захватчиков и убийц, считал Слоткин.
То есть тяга превосходства (во всем и над всеми) генетически заложена в американцах. В нынешние времена она стала моральным оправданием для «экспорта демократии», составляющего основу всей американской внешнеполитической доктрины. Примеры тому – колонизационные войны во Вьетнаме, Ираке, Афганистане, Югославии...
Понятно, почему Слоткина не привечали: американцы не любят вспоминать о пороках национального менталитета (так же, как русские – о слепой вере в «батюшку-царя» и «особый путь»). Ведь примитивная, первородная для этой нации тяга к насилию позднее была прикрыта «саваном» из благородных идей республиканизма, либерализма, капитализма, гражданственности...
На службу пропаганде становится порой даже наука. В 1996 году вышла книга «Столкновение цивилизаций» гарвардского профессора Самюэла Хантингтона – пожалуй, одна из самых спорных в мировой гуманитарной мысли того десятилетия.
Хантингтон, как дважды два, констатировал угрозу либерально-демократической западной цивилизации со стороны фанатично-варварского мусульманского мира. И угроза эта, считал профессор, может быть устранена только военным путем. Типично американский подход!
«Миф насилия» транслируется в массовое сознание американцев через поп-культуру: комиксы, бульварные романы, телесериалы, голливудские блокбастеры. Один из важнейших элементов американской идентичности – образ супергероя.
Это рядовой член общества, который чудесным образом (скажем, в результате научного эксперимента или контакта с пришельцами) приобретает сверхъестественные способности и использует их для того, чтобы победить суперзлодея, посягнувшего на размеренную жизнь сограждан, и вернуть общество в блаженное и ленное состояние.
Поп-генератор США создал гигантский спектр различных супергероев. Правда, почти все они – точная калька со стереотипного представления о привилегированной верхушке американского общества: супергерой – это почти всегда белый гетеросексуальный англоговорящий мужчина-протестант (так называемый WASP).
Таким образом, каждый образ супергероя – это «средоточие» всей американской системы ценностей: предельного национализма, гедонизма, самолюбования... Понятно, что этот псевдомессианский типаж создается не просто для развлечения, но и с сугубо политической целью: оправдывать пресловутый «экспорт демократии».
И вот уже Железный человек Тони Старк сражается то с полоумным русским изобретателем, то с талибами в Вазиристане. А на пару с ним Капитан Америка побеждает советских супер-солдат, созданных в секретных лабораториях Кремля для порабощения Америки... А вы еще спрашиваете, почему остальная планета не любит США!
Источник: «Кавказская политика»