Сильно испорченный после выпуска Самуцевич на свободу бизнес «адвокатов» Pussy Riot активно поддержали в США. «Самая крупная в мире американская промоутерская компания Live Nation сделала группе Pussy Riot беспрецедентное по стоимости и масштабам предложение. Если бы скандально известная группа находилась сейчас на свободе, то смогла бы заработать на мировом турне около 600 миллионов евро. «Наше агентство просто взорвали звонки и письма от зарубежных промоутерских и продюсерских компаний с предложениями об организации гастрольных туров Pussy Riot после того, как участницы группы выйдут из тюрьмы, – прокомментировал представитель компании «РУ-КОНЦЕРТ». – Многие из них пытаются через наше агентство выйти на создателя группы. За каждое выступление в зависимости от страны они предлагают от 500 до 700 тысяч евро!»
Стоило бы водить всех сторонников тюремной «панк-группы» на ее «концерты» в принудительном порядке
Зарубежные концертные компании готовы вносить 100% предоплаты в течение 10 дней после заключения договора за концерты в десятках городов, несмотря на то, что участницы Pussy Riot все еще сидят. Промоутеры уверены, что выступления Pussy Riot будут настоящей гастрольной бомбой. С группой уже дали согласие спеть Элтон Джон, Стинг, Сара Брайтон, Metallica, Леди Гага и Мадонна, которая ранее отмечала, что ей нравится музыкальное творчество Pussy Riot. «Pussy Riot действительно ждут во всем мире, поскольку в последние годы еще не было столь резонансного события в мировом шоу-бизнесе, – комментирует вице-президент William Morris Agency Соломон Паркер. – Американские рекорд-лейблы готовы сражаться за сотрудничество с группой».
Очень любопытно и показательно. Итак, провокаторам и хулиганам готовы заплатить 600 миллионов. Для сравнения – за такую сумму был продан модный дом «Валентино». Но дело не в этом. Данная новость дает нам возможность взглянуть на происходящее более масштабно, увидеть в этом не просто отдельное маргинальное явление мира современной попсы (как бы она ни называлась), а тенденцию.
Давайте разберемся. Начать, конечно, следует с того, что такого рода суммы возникают только потому, что деньги в мире утратили какую-либо ценность и перестали служить эквивалентом реальной стоимости того или иного товара. Но магия огромных цифр все еще работает и производит эффект шумовой гранаты. Взрыв – и человек падает, оглушенный, ослепленный, сдаваясь на милость победителя, соглашаясь на все. Люди, работающие на антикварном и художественном рынке, показывая мне картины или мебель с бесконечным количеством нулей, улыбались и говорили, что таких цен просто не существует, не существовало, не будет существовать никогда. А рассчитаны они на богатых простофиль, жаждущих красивой жизни. То есть переизбыток денег и низкая личная культура их владельцев приводят к такого рода результатам.
Особенно это касается именно «современного искусства», которое утвердило парадоксальную и противоестественную максиму: «дорого стоит – значит, действительно ценная в художественном смысле вещь». Совершив подмену художественной стоимости произведения стоимостью коммерческой, с помощью политтехнологий оно эту подмену раскрутило, вытащило несколько имен и выстроило связку «имя – деньги», полностью выведя за скобки то самое главное, что находится между ними и составляет суть, зрачок искусства. То есть произведение. Да и зачем оно? Просто «художественные», «творческие» услуги такого-то стоят столько-то. И все. Продает сто «картин», «инсталляций» в месяц – хороший «художник», умеющий грамотно развести клиента. Не продает – плохой. И ничего, что Ван Гог за всю свою жизнь продал только одну картину. Ведь что «художник» делает, сегодня уже неважно. Тем более, что о такого рода «творчестве» нагорожено столько чепухи («внутренний взгляд», «я так вижу», «наивное искусство», «постмодернистские аллюзии», «отражение субъективной реальности», «ревизия очевидности» – хоть составляй энциклопедию наукообразной околесицы), что проще поверить и заплатить, не разбираясь.
Интересно и то, что, если раньше лохотронщики от «искусства», а также их кураторы хоть как-то пытались доказывать художественную ценность и значение того или иного глубокомысленного творения их подзащитного, прибегали к сравнениям, уходили в историю искусства и стилей, то сегодня все кардинально изменилось. Они совершенно перестали стесняться и открыто показывают всем, как все делается и что на самом деле представляет собой. Так, когда возник скандал вокруг провокации в Сахаровском центре под названием «Осторожно, религия!», сторонники «искусства» и их друзья-журналисты, доказывая бессмысленность усилий православных активистов, постоянно и совершенно открыто подчеркивали чрезвычайно низкий художественный уровень «произведений», представленных на выставке.
Один из самых дорогих французских «художников» Ж. П. Рено так рассказывает о том, как он стал «творцом». Однажды, утомившись от службы в гарнизоне, он почувствовал желание «самовыразиться», пошел в гараж и собрал все, что валялось – цветочные горшки, цемент, красную краску. После этого наступил волнующий момент «творчества». Он «положил цемент в горшок и, даже не дождавшись, пока он высохнет, взял прямо руками краску и все измазал». Вот так прямо «все измазал».
- Ольга Туханина: Самуцевич смешала карты
- Общественное мнение: Нет ничего удивительного
- Хочется домой уже, наверное
- Именно с учетом смягчающих обстоятельств
Это как если бы хирург сказал, готовясь делать вам операцию: «Я вчера на этом же топчане какому-то мужику брюхо вспорол и весь ливер вытряхнул». Дальше Рено рассказывает, что почти 30 лет после этого мазал только «красные горшки». Но затем почувствовал, что нужно переходить на новую ступень, пережил творческий подъем, что далось в ходе сложных внутренних борений, и после того, как «не смог больше себя сдерживать», намазал... черный горшок, заключив это глубокомысленной сентенцией, что «сегодня возможны все цвета».
Но и это не предел. Еще два очень дорогих и столь же известных «творца» современности – Д. Херст и Д. Кунс – вообще выпекают свои творения фабричным способом, ибо иначе не успеть утолить жажду высокого искусства у тех, кто владеет большими деньгами. У Херста конвейерно производят шедевры 120 человек, Кунс пока отстает – у него всего 80.
То есть сегодня уже совершенно открыто, без стеснения, с улыбкой человеку впаривают кустарную дрянь, лежащую за пределами любых эстетических критериев, дрянь, которой нельзя даже качающийся стол подпереть. А когда он с сомнением спрашивает: «Но это же дрянь?», ему радостно кричат: «Конечно, дрянь! Веррррно! Хлам! Но ведь это как подойти? Не забывайте, что для этих произведений эстетический уровень не актуален. Но это же самое современное, передовое, свежее. Хотите отстать? Да вы посмотрите, кто сделал». Ну как тут не купить? Тем более что всегда в запасе есть популярное ныне самооправдание, которым обычно пользуется тот, кто все-таки подозревает, что его околпачили: «Ведь не могут же за обычную дрянь просить столько денег». Могут. И предложение в 600 миллионов – самое наглядное этому доказательство. А также подтверждение в целом всему, что написано выше.
Но есть и еще одна деталь, которую хотелось бы уточнить. Предположим, что их действительно пригласили выступать за эти деньги. А теперь самое интересное. Речь ведь идет о выступлении «панк-группы». Панк-группа – это Sex Pistols, Ramones, Velvet Underground etc. То есть ударные, бас, гитара, вокал. Это первое. Второе. «Группа» – это то, что играет и поет. То есть нужно уметь играть (хотя бы более или менее, желательно несколько выше уровня пахнущего кошачьим соком подъезда), а также петь. Необходимы также тексты, способные хоть как-то зацепить аудиторию.
Здесь нет ни того, ни другого, ни третьего. Первое. Никакой «панк-группы» нет – есть непонятное количество «борцов с системой», объединенных похабным названием. Второе – играть и петь они не умеют в принципе. Издевательство над бессловесным инструментом и крики – это не игра и не пение, это звуки. Стоит напомнить, что их главный хит политического сезона, «песня» «С...нь Господня», представляет собой нечто вроде «припева», который содран у Рахманинова, а сопровождается «припев» несколькими выкриками и беспорядочными ударами разными частями тела по расстроенной бас-гитаре. То есть даже «это» не смогли придумать сами, а украли у классика, хотя, если уж все так плохо, можно было бы потратиться на компьютерную программу, которая сама пишет музычку. Про тексты можно не говорить. Вот и весь контент, за который, by the way, дают 600 миллионов.
Необходимо сказать, что такого рода вещи когда-то действительно были популярны. А точнее – лет сорок назад, когда панк-рок на Западе только начал подниматься, а в России основная масса панк-бунтарей еще не родилась на свет. Тогда на Западе это было модно, круто, эпатажно, и панк-эстетикой (если можно так сказать) в той или иной форме увлекались многие, включая «Битлз» и «Роллинг Стоунз» (именно последним приписывают знаменитую панк-формулу «Sex, Drugs & Rock n Roll»). Причем арбитрами качества в мире рок-музыки на Западе были профессионалы, часто с хорошим музыкальным образованием, которые оттачивали мастерство игры и вокала в бесконечных концертах. Поэтому и панк-рок был вынужден в любом случае стремиться к определенному техническому уровню (качеству) игры и пения.
У нас же какой был рок, такой был и панк. Квартирный, подпольный, подстольный, непрофессиональный. Планку задать было некому, ибо играть никто не умел, петь тоже. Не случайно та же «Машина времени» до сих пор не научилась ни играть, ни петь, хотя времени было достаточно. Целеполагание тоже было различно. Те боролись с базовыми человеческими пороками – страстью к наживе, жестокостью, цинизмом, утратой искренних чувств, окостенением сердца. Эти боролись с Политбюро (чиновниками, системой), комсомолом, Брежневым, а сегодня – с чиновниками, «Единой Россией», системой и Путиным. Не случайно в отечественном «прикиде» панка непременно были и октябрятские звездочки, и комсомольские значки, и какая-нибудь случайная кокарда с милицейской фуражки. То есть, в одном случае – проблемы глобальные, понятные всем, в другом – местечковые, понятные только тем, кто здесь родился и вырос. Поэтому здесь все слушают или хотя бы слышали Queen, Deep Purple, Nirvana и еще три сотни названий, но попробуйте найти на Западе человека, который слушал бы «Машину времени» или «ДДТ» или слышал бы о них? То-то вот оно и есть.
И вот теперь «это» – неумение играть и местечковые проблемы – тащат на Запад в надежде на то, что отставший на сорок лет «панк-рок» без всякого рока, но с политическими (опять же, понятными только нам и уже изрядно надоевшими) лозунгами, слушать, очевидно, будут с особым вниманием. А теперь представим себе: полный зал, огромная сцена (кстати, любую панк-группу профессиональная большая сцена просто убивает – они и на Западе играют, в основном, в клубах), а на сцене – несколько расстроенных гитар в нескольких корявых руках, и крики, в которых понятно только слово «Путин». Конечно, балаклава, куда же без нее теперь, хотя нечто подобное там тоже уже видели (группа Kiss только индейской раскраской и держалась, втихаря предлагая записывать наиболее сложные гитарные партии приглашенным со стороны музыкантам). В целом – исполнительский уровень подземного перехода на Каланчевке. То есть не музыка, не искусство, не «панк» и уж тем более не «рок». Конечно, многие на Западе не любят Путина, но не до такой же степени, чтобы за свои деньги сидеть два часа на тусклом антипутинском и антиправославном пикете, не понимая, вдобавок, ни слова.
А с другой стороны, если сотни или тысячи готовы купить билеты на это шоу, а потом еще пойти смотреть, то пусть они это сделают. Так им и надо. Их совершенно не жаль. Может быть, даже стоило бы водить всех сторонников тюремной «панк-группы» на ее «концерты» в принудительном порядке. На все до единого. И там, как у Райкина, «привязать, прикрутить, приварить» к стульям, чтобы ни один любитель свободного самовыражения не ушел и не скрылся. Перекрыть полицией все окна и двери, чтобы муха не вылетела. Думаю, что это было бы одним из лучших средств борьбы не только с провокациями, но с политиканством. А заодно и тем, что у них именуется «современным искусством».
Источник: Блог Бориса Якеменко