«Политический кульбит»

@ rus-obr.ru

26 января 2012, 18:15 Мнение

«Политический кульбит»

Глава шотландского правительства Алекс Сэлмонд объявил британскому парламенту, что Шотландия намерена отделяться от Соединенного Королевства. Не скажется ли это и на наших палестинах, а точнее кавказах?

Егор Холмогоров Егор Холмогоров

Публицист

Глава шотландского правительства Алекс Сэлмонд, выступая перед членами Палаты общин и Палаты лордов, объявил британскому парламенту, что Шотландия намерена отделяться от Соединенного Королевства вне зависимости от того, насколько такой вариант развития событий устраивает Лондон.

Запрещать шотландские килты в Лондоне никому в голову не придет

Эта новость всполошила многих. Во-первых, как же так, выходит, даже Британия разваливается. А во-вторых, не скажется ли это и на наших палестинах, а точнее кавказах? Не получится ли прецедента, который позволит, к примеру, радикальным националистам – сторонникам отделения Кавказа, ссылаясь на шотландский пример, настаивать на выведении этих земель из состава России?

Эти политические проекции натянуты и абсурдны. Требования Шотландии более всего напоминали бы требования Польши, включенной в конце XVIII века в состав Российской империи, вернуть ей независимость обратно. Но Польша уже усилиями товарища Ленина почти столетие как свободна. А Шотландия, испытывавшая ничуть не больше удовольствия при включении ее в состав Великобритании (то есть фактическом подчинении Англии), до сих пор остается в составе Соединенного Королевства.

Богатая южная Англия давила на бедную северную Шотландию всеми своими силами, но подчинить её вполне никак не удавалось. Многие помнят «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном, посвященное лидеру борьбы шотландцев за независимость Уильяму Уоллесу. Он был казнен англичанами в 1305 году. Но уже в 1317 году в битве при Банокберне шотландцы наголову разбили англичан и Роберт Брюс стал королем независимой Шотландии.

Где-то 400 лет назад в горах Шотландии, еще независимой, родился Дункан Маклауд из «Горца». И как раз примерно в это время случился головокружительный политический кульбит. Английская королева Елизавета I казнила попавшую в ее руки шотландскую королеву Марию Стюарт... а затем оставила свой трон сыну Марии – Якову I Стюарту, который объединил под своей властью оба королевства, сохранявшие внутреннюю независимость.

Англичане свергали Стюартов, возводили их вновь на трон, опять свергали. Пока, наконец, в 1688 году не свергли окончательно. И тогда превосходившая к тому моменту Шотландию экономически и военно Англия решила, наконец, навсегда поглотить северного соседа. Это удалось сделать руками самих шотландцев, которые были заинтересованы в участии в британской торговле, – в 1707 году шотландский парламент принял акт об Унии, упразднивший независимость королевства.

Однако еще половину XVIII века сторонники Стюартов – «якобиты» – поднимали мятежи за независимость и восстановление законной династии. Последним вождем восстаний был Бони Принс Чарли – Красавчик Карл, 25-летний представитель Стюартов. Его войска потерпели поражение, но сам он вошел в шотландский фольклор как славный и добрый король, которого изгнали злые англичане.

В конце XVIII – XIX веке Шотландия занимала в Европе уникальное положение. Будучи политической частью Великобритании, Шотландия была мощнейшим торговым, индустриальным и культурным центром. Это время Адама Смита, Роберта Бернса, Вальтера Скотта. Шотландцам удавалось сочетать все выгоды пребывания в составе самой развитой страны мира с постоянным и демонстративным оплакиванием своей утраченной свободы, с формированием своего культурного мифа, своего чувства особенности, которое так привлекало «свободолюбивые народы всего мира». Вспомним, что жюль-верновский капитан Грант пропал, отправившись искать новую землю для свободных шотландцев.

Нынешнее оживление шотландского сепаратизма и его перевод в практическую плоскость, чего прежде не наблюдалось, связаны с тем, что Британия превратилась в тонущий корабль. Никаких выгод от пребывания в её составе Шотландия не получает, уникальному положению пришел конец. А вот невыгоды от «евроскептицизма» англичан весьма существенны – в составе ЕС, в Шенгенской зоне суверенной Шотландии было бы гораздо комфортней.

Но и при таком раскладе Шотландской национальной партии Сэлмонда не удается привлечь на свою сторону больше половины населения страны. Одно дело отдать националистам власть во внутренних делах, другое – отказаться от ставшего уже привычным союза. Тем более что и европерспективы не радужные – Испания жестко угрожает заблокировать вступление Шотландии в ЕС, так как боится, что за нею последуют Каталония и Страна басков. Так что из желания Сэлмонда отделиться от Англии еще не следует успеха референдума о независимости, и появится ли на карте новое государство – бабушка надвое сказало.

Но в любом случае проблема Шотландии никак не привязана к тем проблемам, которые ставят даже радикальные националисты у нас. Государств класса Шотландии в составе России нет уже 95 лет. Даже ни одна из республик СССР не имела такой устойчивой традиции государственности. А уж о входящих в состав РФ землях и говорить нечего. Да и не они требуют независимости, а напротив, некоторые горячие головы мечтают изолироваться и отделиться от тех же Чечни и Дагестана, чтобы избавить бюджет от субсидий их экономике, а улицы городов от лезгинки с агрессивными нотами. Запрещать шотландские килты в Лондоне никому в голову не придет. Возможно, потому что шотландцы за последние десятилетия еще ни одного англичанина не зарезали «по национальному признаку».

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............