«Творцы с голоду не умрут»

@ с личной странички на livejournal.com

17 января 2012, 11:54 Мнение

«Творцы с голоду не умрут»

В эпоху тотального отсутствия копирайта и тотального копирования всего неминуемо должны появиться виды искусства, которые копировать принципиально не удастся.

Марьян Беленький

советский и израильский литератор, переводчик, журналист

Признаюсь честно, я уже много лет не покупаю книг, музыки и фильмов. А все это скачиваю из Сети. И смотрю их раньше, чем зрители на премьерах в московских кинотеатрах. Я, ничтоже сумняшеся, полагаю, что я такой далеко не один. Просто не все в этом признаются. При этом за свои авторские права я, сволочь такая, глотку перегрызу.

Нам ведь не мешает, что в «Евгении Онегине» постоянно упоминаются различные бренды

И вот я представил себе, что будет, если существующие тенденции продолжатся.

Представьте себе мир, в котором нет копирайта. Все изданные книги, снятые фильмы, записанная музыка тут же попадают в открытый доступ. Достопочтеннейший и многоуважаемый Дмитрий Быков* полагает, что при такой ситуации писательство превратится в хобби, каким оно было до наступления эры копирайта. То есть писатели не будут получать гонораров. Исчезнет коммерческая литература. Писательство станет таким же хобби, как филателия. Прекратится съемка фильмов. Исчезнет профессия продюсера, каждый сможет выложить свой клип на «Ютубе» и собирать под него рекламу. В общем, тотальный коллапс творческих профессий.

Книгоиздание. Сегодня в бумажных книгах нет рекламы. А она неминуемо должна появиться. Сегодня отсутствие рекламы в книжной продукции – лишь дань традиции. Мало того, должна появиться такая штука, как книга в формате глянцевого журнала. Я как раз сейчас над такой работаю. Насколько мне известно, идея это совершенно новая и в мире пока не применялась. Надеюсь быть первым.

Фильмы ради финансирования будут включать рекламу в сюжет, то есть product placement станет неотъемлемым элементом кинопродукции. Например, в фильме «Три мушкетера» киевского производства, выпущенном несколько лет тому, Д'Артаньян требует у содержателей французских и английских трактиров «Горилку на бруньках», и никому это не мешает. Привыкнут и к тому, что римские легионеры будут попивать в перерывах между боями пиво и «Кока-колу». Это будет делаться для того, чтобы шустрые народные умельцы не вырезали рекламу из фильмов. Жить-то надо. Нам ведь не мешает, что в «Евгении Онегине» постоянно упоминаются различные бренды: «Бордо», «Вдова Клико», «Аи», «Моэт», «Сен-При», Talon,  Отон, «Бри», «Брегет», «Лепаж», страсбургский пирог, лимбургский сыр... Интересно, сколько тогда платили авторам за product placement?

Музыкальные коллективы и солисты будут зарабатывать живыми выступлениями.

В театре тоже ничего не изменится. Драматурги и переводчики как получали процент с проданных билетов, так и будут получать.

ИМХО, в эпоху тотального отсутствия копирайта и тотального копирования всего неминуемо должны появиться виды искусства, которые копировать принципиально не удастся. Ибо при копировании смысл действа утрачивается. Одно дело – смотреть запись происходящего на дискотеке, другое – танцевать там самому.  Например, зрители в опере исполняют партию хора и перед спектаклем разучивают с хормейстером свои партии. Зрители в драме играют в массовке, в балете – танцуют в кордебалете. Либо голосованием определяют ход сюжета.

Интерактивный театр, интерактивная эстрада, интерактивные лекции и творческие встречи. У меня есть монолог человека с котом. На исполнение роли кота я вызываю человека из публики, которому даю читать роль. Роль, естественно, состоит из одного слова «мяу»,  которым кот отвечает на все вопросы...

Основным принципом сценического действия станут сиюминутность, импровизация, контакт. Например, психодрама, где участники являются актерами, разыгрывающими ситуации собственной жизни. Либо театр плейбек, где на глазах зрителей разыгрывается ситуация, предложенная одним из них. Либо стендап комеди, где актер разговаривает со зрителями, импровизирует, втягивает их в разговор. Также будут широко распространяться различные виды ток-шоу, импровизационный джаз и т. д.

Уже сегодня любой посетитель художественной выставки может сфотографировать любую картину на мобильник. На гонорары художников это не повлияло. Наоборот, широкое распространение копий способствует популярности художника.

Так что в мире без копирайта творцы с голоду не умрут.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............