«Позиции паникеров»

@ fas.org

22 сентября 2011, 12:19 Мнение

«Позиции паникеров»

Сотрудничество с Россией в оборонительной системе – отличная идея. Сдерживание Ирана и укрепление связей с Россией – беспроигрышный вариант. Но, к сожалению, ПРО не только не сдержит Иран, но и не поспособствует укреплению связей с Россией.

Юсеф Батт

физик-атомщик, научный консультант Федерации американских ученых

Если в чем-то и сходятся обе партии в Конгрессе США в эти дни, то это в том, что сотрудничество с Россией в оборонительной системе – отличная идея. Сдерживание Ирана и укрепление связей с Россией – безусловно, беспроигрышный вариант. Но, к сожалению, ПРО не только не сдержит Иран, но и не поспособствует укреплению связей с Россией. Напротив, это приведет к наращиванию ядерного арсенала и еще более опасной мировой обстановке.

Основная проблема заключается в том, что тип ПРО, который США и НАТО планируют развернуть, особенно легко поразить. Простейшие контрмеры – дешевые зонды-обманки, которые трудно отличить от настоящей боеголовки.

Если ПРО так легко перехитрить, отчего наши конкуренты и противники так ею встревожены?

Система противоракетной обороны зависит от радиочастотных и инфракрасных датчиков. Простое научное объяснение, почему система никогда не будет в состоянии надежно функционировать в реальных боевых условиях, заключается в том, что инфракрасное излучение и отраженные от цели радиоволны могут быть изменены злоумышленником, чтобы замаскировать или удалить критическую информацию, необходимую оборонной системе, чтобы найти атакующие боеголовки.

Последние испытания наземных и морских систем ПРО провалились – и это при том, что это были, в основном, инсценированные испытания, когда команды перехвата знали точное время и траекторию управляемой ракеты.

Но в реальном мире наши противники, несомненно, будут принимать контрмеры и использовать приманки. А в тех немногих случаях, когда Агентство по противоракетной обороне проводило испытания по контрмерам, даже при тщательном планировании испытания так и не удались. То же произошло и с морскими системами ПРО, которые не прошли испытания в настоящих суровых морских условиях. Мы можем всегда надеяться на хорошую погоду в случае нападения, но можем ли мы позволить нашей национальной безопасности полагаться лишь на эту надежду?

Если ПРО так легко перехитрить, отчего наши конкуренты и противники так ею встревожены? Ответ прост: их стратеги проявляют надлежащую опасливость, совсем как Пентагон, и они должны ожидать даже наихудшего сценария, в котором системы ПРО – эффективны, даже если в реальности это не так.

Противоракетная оборона укрепляет позиции паникеров, а также оппортунистических и воинственных элементов среди политического и военного истеблишмента Ирана и Северной Кореи, а также России и Китая. Сочетание непонятных будущих обстоятельств и давления со стороны национальных внутренних кругов, требующих реакции на ПРО НАТО, создаст давление на руководство этих государств и заставит увеличить ядерные арсеналы и военные расходы.

#{smallinfographicleft=289078}Так как связь между стратегической обороной и стратегическими наступательными вооружениями напрямую рассматривается в новом договоре СНВ-3 между США и Россией, маловероятно, что Россия когда-либо примет натовские ПРО. Россия больше интересуется возможностями, чем намерениями. Любая система, которая может повысить неопределенность строгого баланса вооружений, определенного в новом договоре СНВ-3, станет естественным интересом для обеих сторон.

Даже если, наконец, русские простят нам все это, то настороженность Китая уж точно никуда не денется. Двухпартийная Комиссия по оценке стратегического положения США уже отметила, что «Китай, возможно, уже увеличивает запасы своих межконтинентальных баллистических ракет в ответ на его оценку программы по ракетной обороне США». Такое увеличение запасов заставит и Индию, и, в свою очередь, Пакистан также нарастить количество своего ядерного оружия. Это также может подтолкнуть Иран возобновить работу над ядерными вооружениями, которая остановилась в 2003 году.

Китайская озабоченность по поводу систем ПРО США – источник большой неопределенности, снижающий китайскую поддержку продвижения переговоров о Договоре о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ). Лидеры Китая, возможно, пожелают сохранить вариант будущего военного производства плутония в ответ на планы США по противоракетной обороне.

Не имеет смысла сотрудничать с Россией по столь непродуктивному для нашей безопасности предмету только ради самого сотрудничества. Люди, которые говорят, что нам необходимо сотрудничество в области противоракетной обороны, чтобы улучшить отношения с Россией, ведомы обратной логикой: в значительной степени напряженность между Россией и США возобновилась из-за вопроса противоракетной обороны. Если бы мы отказались от этой порочной и дорогой идеи, наши связи с Россией и Китаем улучшились бы сами по себе.

Источник: The New York Times (перевод ВЗГЛЯД)

..............