«Не только Михалков»

@ hse.ru

21 сентября 2011, 11:21 Мнение

«Не только Михалков»

С любопытством слежу за драмой вокруг «Оскара» и Михалкова. Это вообще образцовый пример того, как работает массовая психология. Люди готовы поверить в любую чушь, при условии, что их заранее правильно настроили.

Кирилл Мартынов

философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»

С любопытством слежу за драмой вокруг «Оскара» и Михалкова.

Это вообще образцовый пример того, как работает массовая психология. Люди готовы поверить в любую чушь, при условии, что их заранее правильно настроили.

Вы бы хотели, чтобы фильм Никиты Михалкова «Цитадель» получил «Оскара»?




Результаты
37 комментариев

В данном случае негативное отношение к персоне Михалкова становится поводом для того, чтобы фактически приветствовать полный отказ от участия российских кинематографистов в номинации на крупнейшую американскую премию.

Вероятно, в задачу авторов скандала такой поворот событий не входит, но пока дело движется именно к этой развязке.

Технически ситуация выглядит так. Номинацией на «Оскар» в России занимается специальный комитет, состоящий из 12 человек. Он отбирает картины, которые удовлетворяют трем основным требованиям американской киноакадемии. Во-первых, фильм должен быть снят на русском языке и в России (именно поэтому на «Оскар» от Украины в свое время не был допущен фильм Чухрая «Водитель для Веры» – его сняли на русском). Во-вторых, он должен успеть побывать в коммерческом прокате – не менее 7 дней. В-третьих, фильм должен быть представлен публике в определенные сроки – в нынешнем году не раньше 1 октября 2010 года и не позднее 30 сентября 2011 года.

Из отобранных фильмов члены комитета составляют сначала первый список из десяти лент-претендентов, а потом, после еще одного раунда обсуждений, короткий список из пяти фаворитов. В этом году среди них были и «Фауст» Сокурова, и «Елена» Звягинцева, и «Цитадель» Михалкова. Это важный момент, поскольку на этапе составления финального списка перед голосованием Меньшова все устраивало.

Более того, в ходе финального заседания комитета Меньшов сам называет именно эти ленты в качестве основных претендентов на номинацию. Потом начинается голосование, и тут происходит нечто странное.

Большинство членов комитета отсутствовали лично, голосовали их представители по доверенности, что допускается регламентом (несмотря на попытки Меньшова отрицать легитимность голосования, он сам проголосовал дважды, один раз по доверенности). Лично присутствовали пятеро. Меньшов как председатель комитета, вообще говоря, мог воспользоваться этим и отложить голосование, но этого сделано не было.

Голоса в результате распределяются так: Карен Шахназаров воздержался, сам Меньшов проголосовал за себя и за еще одного члена комитета по доверенности в пользу «Елены» (у нее в итоге эти два голоса), за «Фауста» был подан еще один голос, и за «Цитадель» – пять голосов.

Абсолютно ясная ситуация: российский комитет выдвинул на «Оскар» фильм Михалкова, строго в соответствии с процедурой. Более того, «Елена» и «Фауст» вообще не имели формальных прав на номинацию, поскольку оба фильма не шли в коммерческом прокате (нарушено правило № 2).

И вот после этого Меньшов начинает делать какие-то непонятные заявления о том, что он «против» такого решения, называет его нелегитимным и противоречит сам себе. Блогеры приветствуют эти слова Меньшова, не имея ни малейшего намерения разбираться в ситуации. Блогосфера действует как толпа. Почему? На этот вопрос нет никакого ответа, за исключением уже озвученного выше: Михалков многим не нравится лично.

В окружении Михалкова говорят о том, что заявление Меньшова кажется самому Никите Сергеевичу неуважением к членам жюри, которые уже проголосовали, и которых председатель теперь подталкивает к изменению решения. Действительно, неясно, зачем нужно было голосовать, если Меньшову кажется, что он все может решать сам.

Теперь самое главное: если протокол голосования не будет передан американцам до 1 октября, Россия вообще не будет участвовать в «Оскаре» нынешнего года. С носом останется не только Михалков, но фестивальные «Елена» и «Фауст», которые, надо сказать, в формат массовой кинопремии ложатся плохо.

Такая вот «победа» российских кинематографистов над Михалковым. Очень грустное зрелище.

Источник: Блог Кирилла Мартынова

..............