«Не в пользу отличников»

@ с личной странички на livejournal.com

20 сентября 2011, 11:39 Мнение

«Не в пользу отличников»

Ничего из того, что я учил в школе, мне в жизни не пригодилось. История СССР оказалась сплошным враньем. География изменилась до неузнаваемости. Общая история была сконцентрирована вокруг Европы. О том, что в Китае, Индии, Японии тоже что-то происходило, почти не говорили.

Марьян Беленький

советский и израильский литератор, переводчик, журналист

Ничего из того, что я учил в школе, мне в жизни не пригодилось.

Интересно было бы проследить судьбу школьников одного класса и выяснить, как устроились в жизни отличники и троечники

Я  много лет проработал инженером в проектных институтах, но школьные физика, химия, математика оказались ни к чему. Все расчеты велись по таблицам.

Инженер на производстве – это, прежде всего, организатор. Мастеру, начальнику цеха, прорабу ни  к чему физика, математика, сопромат и т. д. Главное для него – это управлять людьми и организовывать производство. Этому меня в инженерном институте не учили. Даже и предмета такого не было. Не думаю, что такие предметы изучают сегодня.

О гуманитарных науках лучше и не говорить. История СССР оказалась сплошным враньем. География изменилась до неузнаваемости. Общая история была сконцентрирована вокруг Европы.  О том, что в Китае, Индии, Японии тоже что-то происходило, почти не говорили. О логике исторического процесса – тоже.  Единственное, что в школе делали хорошо, – это прививали отвращение к русской классической литературе. Я (и думаю, что не только я) вышел из школы в твердой уверенности, что вся русская классика – это унылое, убогое, никому не нужное говно. А многие, думаю, сохранили эту убежденность и по сей день

Мне не попалось ни одного социологического исследования на тему связи школьных успехов и успехов в жизни. Да и есть ли такая связь? А интересно было бы проследить судьбу школьников одного класса и выяснить, как устроились в жизни отличники и троечники. Боюсь, что результат окажется не в пользу отличников...

Единственный школьный предмет, который мне в жизни пригодился, – это английский. Конечно, нас учили произносить «твенти», а не «твани», наши учителя не в состоянии были понять обычную речь англичанина, не говоря уже об американце, а уж тем более южанине, а уж тем более негре. Но основы лексики и грамматики давали, и тот, кто хотел, мог потом добрать самостоятельно или на курсах.

Если бы это зависело от меня, вот какие предметы я бы ввел в школьную программу.

Искусство здоровой и правильной жизни – навыки правильного питания, спорта, гигиены, организации повседневной жизни. Первая помощь, распознавание основных болезней. Помощь пожилым и больным.

Экономика –  методы мошенничества и защита от него. Как распознать мошенника? Банки и ссуды, ведение семейного и личного бюджета, формы вложений – акции, облигации и т. д. Искусство дачи и получения взяток. Откатная экономика. Сколько денег нужно реально для жизни, и где их взять? Понятие об оптимальном количестве денег.

Психология. Навыки поведения в производственном и учебном коллективе.  Отношения с родителями. Особенности возрастной и гендерной психологии.

Компьютеры и Интернет. Способы бесплатного скачивания контента, компьютерная безопасность.

Основы профориентации. Виды деятельности человека, способы оплаты. Рабочие профессии, инженерные, научные, творческие. Привести на занятие родителей, пусть расскажут о том, чем они занимаются.

Самооборона. Основные приемы самообороны. Дзюдо, карате, самбо. Психологические способы противостояния преступнику. Для женщин – как вести себя при попытке изнасилования.

Основы создания личного имиджа. Гармония внешности и личности. Подбор парфюмов, косметики, одежды, выбор стиля поведения, работа над голосом, мимикой, взглядом. Осанка, походка, выражение глаз. Костюм и его составляющие.

Искусство. Как слушать музыку и смотреть картины, как читать литературные произведения, и зачем это вообще нужно? Зачем нужно читать книги вообще и стихи в частности? Виды и жанры литературы, музыки, изобразительного искусства. Зачем ходить в музеи и на выставки?

Религия. Основы христианства, буддизма, ислама, иудаизма. Правила поведения в церкви, мечети, синагоге, буддийском и синтоистском храмах.

Философия. Место человека в мире. Практические способы достижения гармонии личности и окружающего мира.

Обществознание. Права и обязанности граждан. Способы защиты своих прав: жалобы, подача в суд, обращение к общественности. Как гражданину узнать о своих правах? Адвокаты и их функции. Права и обязанности милиции/полиции, спецназа. Чиновник любого ранга, вплоть до президента – это  избранный гражданами обслуживающий персонал. Основы общения с госслужащими.

Действия в экстремальных ситуациях: пожар, наводнение, землетрясение, бомбежки, война, семейный скандал.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............