«Подлая эта система»

@ с личной странички на livejournal.com

25 августа 2011, 17:00 Мнение

«Подлая эта система»

А есть профессии, которые возможны только в Москве или в Питере. Например, главный режиссер театра.

Марьян Беленький

советский и израильский литератор, переводчик, журналист

Почему-то говорить на эту тему не принято. Как мочиться посреди улицы.

«Творческий человек должен жить в Москве». Яндекс по этой фразе почему-то ничего не показывает. А ведь это так. Жизнь в Москве для пишущего, рисующего, играющего, ставящего, поющего, танцующего решает множество проблем. Вернее главную – проблему раскрутки.

Тут два варианта всего – либо ухитриться в Москве родиться, либо приехать. Причем приехать в молодости, еще не женившись и не имея детей. Опубликоваться, выставиться, встретиться с актером, режиссером, исполнителем в Москве в сто раз легче, чем в провинции. Где это почти невозможно.

А ведь не все имеют возможность жить в Москве или регулярно сюда приезжать. А что делать людям, которые пишут, рисуют, сочиняют, поют и т. д., если они уже обременены семьей или живут на Дальнем Востоке?

А есть профессии, которые возможны только в Москве или в Питере. Например, главный режиссер театра. Что ему делать в областном городе, где три театра и все три ставки заняты? А может он гений, будущий Товстоногов? А вкалывает токарем. Или главный редактор журнала. А журналов в области – один. Или ни одного.

Вот и представьте себе жизнь этих людей. Они прекрасно понимают, что их творчество не хуже тех, которые там, в Москве, в свете прожекторов. И что они тоже могли бы публиковаться, выступать, выставляться, сниматься и т. д. Но они всю жизнь вынуждены тянуть лямку на заводах, в конторах, занимаясь не своим делом, и надеяться на чудо. Мы ведь знаем только тех, кому повезло. А их единицы. Одному повезет, а тысяче других? Их картины, рукописи, ноты выбросят на помойку, и об их творчестве никто никогда не узнает, кроме нескольких близких людей. А сколько таких спивается от безнадежности, вешается, просто тупо утратив всякую надежду, тянет лямку всю жизнь, махнув на все рукой? Ничего мы про них не узнаем никогда. Кто бы знал Юлия Кима, если бы он остался на Камчатке? Кто бы знал Высоцкого, живи он в Орле?

Юрий Никулин жил в Москве и работал в московском цирке. А не было бы у него московской прописки, он бы, как все цирковые, мотался бы всю жизнь по гостиницам да общежитиям. И никто бы о нем никогда не узнал. Какие там съемки.

Примеры можно приводить до бесконечности. Подлая эта система губит тысячи талантов ежедневно, ежечасно.

Вы не задумывались, почему все известные в России люди – писатели, журналисты, художники, музыканты, артисты – живут в Москве, в лучшем случае – в Питере? Ну ладно, не все. 90%.

Вы скажете, есть «Минута славы». Тоже далеко не для всех. Для художников, писателей, режиссеров эта система не годится. Нужна другая.

В принципе, решение проблемы есть. Создавать общегосударственную систему выявления по всей стране талантливых творческих людей, давать им стипендии, создавать в Москве для них общежития.

Вот куда бы пустить миллионы, выделенные на работу с соотечественниками за рубежом.

Но решать это надо на государственном уровне, на уровне первых лиц.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

..............