«Школа экспериментов»
24 августа 2011, 20:25 Мнение

«Школа экспериментов»

Новые стандарты для средней школы с невнятной «базовой компонентой», скандалы с ЕГЭ, все более смахивающие на системный кризис этой формы аттестации знаний, и т. п. – все говорит о вторжении механистических, упрощенных представлений о том, кто и зачем нужен стране на «выходе».

Ева Ланска

писательница и общественный деятель

Тема образования в нашей стране остается горячей все последние годы, потому неудивительно, что нынешнее поколение российских учащихся вынуждено получать знания и о науках, и о жизни в условиях непрекращающегося эксперимента.

Эксперимент – дело столь же важное, сколь и противоречивое. Тем более, когда обкатывают его на детях. Вот с 1 сентября всех первоклашек начнут учить в соответствии с новым федеральным стандартом для начальной школы. На языке официоза он описывается следующим образом: «В его основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества».

Мне сложно понять, что такое «деятельностный» подход. Хочется надеяться, что учителя, директора школ и методисты, которые, как нас заверяют, массово прошли соответствующую переподготовку, в курсе новейших дефиниций.

#{image=547920}А еще мне режут слух слова о личности, которая должна соответствовать требованиям информационного общества. В общем-то, мы с вами, наверное, понимаем, что именно имеют в виду авторы стандарта. В век тотальной информатизации ребенок, отлученный от технологий, имеет мало шансов достичь карьерного и жизненного успеха в будущем. Отсюда очень правильная со стороны государства попытка ускорить процесс технической модернизации школ, приучить детей быть на «ты» с умной техникой с раннего детства.

Однако – речь о навыках, но никак не о развитии личности ребенка, который постигает мир не чтением инструкций, а знакомством с литературой, искусством, точными науками. В противном случае трудно объяснить, как в нашей стране рождались и творили вовсе не владевшие ни iPad'ом, ни «электронными досками» Пушкин и Лихачев. Отец одного моего знакомого рассказывал, что в кабинете академика Ландау не было даже грифельной доски: великому физику нужны была ручка и листы бумаги, которые одни только и присутствовали на его рабочем столе...

Сказанное кому-то может показаться несущественной придиркой. Однако споры вокруг формы и содержания современного образования стали в последние несколько лет темой большинства дискуссий. Новые стандарты для средней школы с невнятной «базовой компонентой», скандалы с ЕГЭ, все более смахивающие на системный кризис этой формы аттестации знаний, и т. п. – все говорит о вторжении механистических, упрощенных представлений о том, кто и зачем нужен стране на «выходе».

Конечно же, вчерашние игрушки в руках IT-гурманов сегодня призваны стать обычными инструментами для поиска знаний. В том числе, если не прежде всего, – для наших детей. Это не только полезно, но и удобно. Экология знаний – это еще и здоровье учащегося, и новые «девайсы» способны потрудиться и тут. Средний рюкзак ученика младших классов (с 1-го по 4-й) весит порядка 6 кг. За его содержимое мы берем только учебники и школьные принадлежности. А еще сменная обувь в холодный сезон. А еще масса очень нужных нашим детям «штучек», которые они обязательно забрасывают в свои портфели. Известно, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% веса ученика. Ну и как, много в нашей стране 60-килограммовых первоклашек?

Но вот представим, что все учебники, пособия, книги для чтения и даже тетрадки – все вошло в одно электронное устройство. Картина становится принципиально иной. Ранец ребенка разгружен, все под рукой, оправдание «Марья Ивановна, я тетрадку с домашним заданием забыл» больше не работает.

Это явно то направление, куда мы все движемся. Проблема в том, что движемся мы туда как-то странно. Вот глава Роснано Анатолий Чубайс показал премьер-министру Владимиру Путину то, что он назвал «планшетным компьютером». С его слов выходило, что речь идет об отечественной разработке, которая как раз мыслится для внедрения в школы. В качестве эксперимента 1 тыс. таких компьютеров будут весь следующий год тестироваться в нескольких субъектах Федерации.

Однако в том, что показал глава Роснано, никто не узнал компьютера. Зато легко обнаружилась электронная книга. Что тоже неплохо – какая разница, на каком устройстве школьнику хранить учебники!

После волны язвительных комментариев в адрес его инициативы глава Роснано у себя в блоге рассказал о планшете немного больше. К сожалению, непонятно, почему он забыл о тендере, который обязателен в случае, если государственные ведомства намерены приобрести на стороне какие-то товары или услуги, это раз. Мы не знаем и того, прошло ли это неординарное устройство санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Возможно, это формальность, но ведь мы научились быть придирчивыми к китайским детским игрушкам. А британская компания Plastic Logic со штаб-квартирой то ли в США, то ли в Германии – подлинный разработчик данного ридера, – скорее всего, укомплектует эти 1 тыс. машинок в том числе и в Поднебесной, это два.

Наверное, хорошо было бы, если Анатолий Борисович уверен в преимуществах своей «машинки», устроить и общественную экспертизу, это три. Правда, в этом случае может оказаться, что отечественные гаджетоманы найдут существующие уже сейчас аналоги значительно дешевле нынешних закупочных 12 тыс. рублей. И наконец (это четыре) вся схема, которую описывает глава Роснано, очень похожа на сборку автомобилей Ford в России, когда основную работу по исследованию и производству комплектующих делают за границей, а у нас только свинчивают или, в лучшем случае, вешают в салон освежитель воздуха отечественного производства, а мы после этого видим данную машину как отечественный продукт.

Это я все к тому, что объективные перемены в системе нашего образования ни в коем случае не должны носить характер жесткого и грубого вторжения. Нужно понимать, что, делая «как лучше», мы ставим эксперименты над детьми. И потому, да здравствует эксперимент – и нет штурмовщине-кампанейщине!

Источник: блог Евы Лански

..............